Большое интервью с Ксенией Сусло



Большое интервью с Ксенией Сусло о жизни, связанной с горным велосипедом и всем, что с ним связано =)
Думаю, что Ксения не нуждается в представлении. И уже традиционно — перед прочтением займите удобное положение и оставьте все свои дела на потом =)
Маст рид для новичков.
P.s. Это первое интервью, которое сделано заочно и с помощью электрических писем)


— Расскажи как пришла к любительским гонкам. Я несколько раз слышал историю про мегапвд на стритовом веле =) Еще я слышал, что раньше в Екатеринбурге было некое движение алкорайд (или бир-райд — я не помню точное название) и вроде ты там была) Что, в общем, стало отправной точкой?
— Между периодом Биррайдеров и гонками довольно большой временной промежуток, вообще-то )) И это была первая велотусовка в 2006 году, тогда ни о каком спорте ещё не было речи, просто катались, развлекались всячески… В 2007 начались вело-ПВД, в 2008 вело-ПВД с Пашей Сохатым, нередко с разведками и преодолениями, он же тогда уже свои эпические марафоны на выживание делал. Я просто вытягивала эти разведки более-менее, ну и тогда же в 2008 участвовала в первом марафоне Среднеуральская сотня в районе Черти-Мотаиха, где дистанция была 125 км для парней (5 кругов по 25), а для девушек (нас было аж две) всего 75, т.е. три круга.
Но в это время ещё никаких тренировок не было, мы просто катались довольно много, чаще всего быстро. Как пример – сгонять искупаться на Таватуй после работы на велосипедах, это было нормально. Или на скорость с мужиками возвращались с Исетского озера, минут за сорок до Уралмаша и потом ещё минут 40 до ЖБИ. И такие покатушки в порядке вещей, никто к ним не готовился особенно, главное, воды литр хотя бы с собой.
Постоянно участвовать в гонках я начала, наверно, в 2012, когда надо было делать выбор либо на гонку, либо в ПВД. Гонки проще в плане организации – едешь налегке, никого не ждешь, да ещё и выигрываешь что-то все время )) Почему бы и не ездить. А тренироваться специально ещё позже на год-два. Если коротко, то, наверно, у меня были предпосылки к тому, чтобы гоняться, и стало появляться больше гоночных мероприятий.

— Расскажи про эволюцию своего гоночного железа. На чем начинала гоняться и на каком байке проехала последнюю гонку? Что (или кто), оказывало влияние в плане выбора того или иного типа железа?
— Первый мой велосипед – Jamis CrossCountry 2.0 2006 года. Многое перенес, я на нем даже пыталась делать что-то в стиле стрит-катания)) Но и первые гонки и марафоны тоже он нормально вывозил. В 2010 где-то полностью обновила навеску на нем и ещё года три проездила. Это была рабочая лошадка «для всех случаев». Параллельно было несколько стрит-велосипедов, мне все хотелось научиться чему-то (Norco 416, который угнали, голубой NS, самосбор на раме Banshee), но в 2012 опять же был сделан выбор в пользу кросскантри, как более перспективного для меня направления (лучше получалось просто, а времени на все физически не хватало). И Banshee был продан, а на смену ему пришел двухподвес Specialized Epic что-то там, на котором я проехала Андалусию. После Андалусии и сезона 2013 в Мульти-сервисе меня обработали на счет необходимости карбонового байка на 29 колесах, так появился Cannondale Flash 3 (если нигде не вру). Ну и вообще с того примерно времени все технические вопросы решались в командном сервисе уже. Кадейл мне вообще не понравился сначала внешне, но поехала на нем я неплохо. Сезон 2014 самый звездный, пожалуй.
Сейчас, говорят, собран уже новый Cannondale, однако, когда я на нем смогу прокатиться – пока большой вопрос.

— Ты побывала на нескольких европейских многодневках, в том числе и с репутацией довольно жестких и техничных. Какое у тебя сложилось представление о требованиях к участию, себе и железу, чтобы успешно преодолеть 4-6 дней марафона европейского типа? Подготовка, уровень железа, тип байка, размер колес и тд.
— Затрудняюсь ответить, честно говоря. Я в этом плане каких-то строгих систем вообще не люблю. В первую очередь желание и готовность моральная все это преодолевать на протяжении 4-6 дней. Европейские многодневки рады любым участникам, можно и как турист проехать, и никто ничего плохого не скажет, на финише отметят, разве что на пунктах питания будет особо нечем поживиться. К велосипеду основное требование – надежность. Хорошо, если все работает, как часы, меньше шансов словить поломку. Вообще, ответы на все эти вопросы зависят от цели. Для того, чтобы просто финишировать (и это тоже будет «успешно преодолеть»), размер колес, на мой взгляд, ничего не определяет. Так же, как и уровень железа в целом. Гораздо важнее настрой и готовность гонщика и рабочее состояние велосипеда. Ну а если цель – приехать в первой десятке, то на эти вопросы человек, задавшийся такой целью, сам себе гораздо лучше ответит. Универсальных рецептов нет.

— Чего тебе больше всего не хватало по сравнению с девочками (не россиянками), которые были быстрее тебя на этих стартах?
— Этот вопрос выглядит как провокация )) Да, я жестко отставала на спусках. Но это лично моя проблема (в голове, в отсутствии практики длинных многокилометровых скоростных спусков, недостаточном навыке прохождения техничных участков), было бы неправильно делать какие-то обобщения здесь.

— Что особенно запомнилось на польской многодневке?
— Довольно большое представительство российских гонщиков, пиццерия в Строни-Сласки и банкет после финиша.
И ещё один испанец предложил поменяться джерси на память, но я сказала, что у меня только одна форма, сорри, не могу. )))
А по гоночной части можно почитать отчет.

— Чем запомнилась АндалусияБайкРэйс? По-моему, очень круто и экзотично из уральской зимы попасть на побережье с пальмами и апельсинами, горами и прочим-прочим =)
— Эмоциями. Так было все ново, здОрово и потрясаюше. Очень красиво, довольно экзотично, многонационально, трудно (в четвертый день ОЧЕНЬ трудно), но классно и незабываемо.
Ну и тоже есть отчет где-то на сайте Мультитим.
— Как готовилась к этой испанской гонке?
— Судя по результату – плохо готовилась)) А серьезно если, то ходила в тренажерку крутить велотренажер, т.к. станка у меня не было и несколько раз пытались с тобой кататься по паркам, помнишь, наверно. Ноги мои замерзали очень быстро, так что не очень удачно, видимо.
Перед этой многодневкой помимо подготовки на Урале по мере возможностей нужны сборы в тепле недели на две хотя бы, потом пауза на недельку и лететь. Тогда, может, получше можно проехать.

— Отчеты других любителей сильно помогали в составлении представления о будущей гонке? Например, перед Андалусией я запомнил, что ты почти «штудировала» отчет Галины Балагуровой – помогло хоть немножечко?
— Не знаю, откуда у тебя такое мнение. Я прочитала его, конечно, но как это может помочь? Разве что составить очень приблизительное представление. Свой опыт в любом случае не будет похож ни на один отчет.

— Какая многодневка понравилась больше всего?
— По объективному результату – Польша, по эмоциям – Андалусия. И еще было неплохо на Крымском зачете в 2013, но там не везло капитально. Как и на Рипейнике в 2013.
— На какую хочется съездить или какую хочется снова проехать? Кстати Андалусийская многодневка теперь соло =)
— По красоте Андалусия тоже вне конкуренции, это точно.
— Если сравнивать евромногодневки и уральский Рипейский солнцеворот, то что, прежде всего, бросается в глаза? + Среди кантрил ходит такая шутка, что после Европы ехать Киргишаны и Большой Камень (грейдерные марафоны) просто «невозможно») Согласна с этим мемом?
— Нужно учитывать, что я участвовала в Рипейском солнцевороте только один раз, в 2013, в 2016 по организации и по трассам это была совсем другая гонка, судя по отчетам.
Но то, что не изменилось и что сильно бросается в глаза – это кворум, конечно. У нас очень мало гонщиков что тогда, что теперь. И ощущение праздника в Европе есть, а в России нет.

— Какие у тебя были самые жесткие технические фэйлы? Как справлялась с поломками?
— В Перми на «Золотой осени» сильно погнула обод, как-то очень глупо, почти на ровном месте. Пришлось сойти, т.к. запасное колесо – это не мой уровень подготовки к старту.
Из технических именно больше ничего не вспоминается.

— Расскажи про свою стратегию питания на марафонах и коротких гонках. Что ешь перед стартом и во время 60-80 км с набором 1,5-2 км и то же самое в контексте коротких форматов?
— Ещё один вопрос не совсем по адресу, поскольку я особо не заморачивалась на эту тему. Все как обычно, ничего специального перед стартом, только перед беговым марафоном пробовала за 3 дня перейти на спецпитание (углеводное, конечно). На коротких гонках до полутора часов обычно вообще
ничего не ела, только изотоник. На марафонах гели, это удобно, плюс на ПП иногда каких-нибудь ништяков перехватить – мармеладки, овсяное печенье, бананы. На многодневках рекавери после финиша.

— Помнится, на форумах е1 был небольшой раздув за то, что на Урале невозможно подготовиться к зимне-весенней многодневке. Насколько я понимаю, ты тоже придерживаешься этого мнения) Почему? Я вот все-таки думаю, что можно =)
— Мое мнение, что полноценно нельзя, т.к. нет возможности делать необходимую специальную подготовительную работу. Ты можешь только крутить станок, а вживую очень мало возможностей кататься, над техникой той же поработать… И аутдор тренировки на технику в условиях минус 20 плохая имитация гоночных условий тоже.

— Как попала в команду Multi-team?
— В какой-то момент я стала постоянным посетителем Мультисервиса, стали больше общаться, ребята мне много подсказывали по апгрейдам байков и прочее. Ну и сложилось взаимовыгодное сотрудничество таким образом.

— В российской мтб-тусовке есть такое явление – «крутаны» никогда ничего не пишут, можно сказать – нулевая социализация. А среди любителей лишь единицы пишут отчеты. Вот ты один из таких любителей, кто писал «живые» отчеты. Как считаешь – почему так происходит и с чем у тебя это связано?
— Писать надо уметь и любить, с тем и связано.
Кто-то не умеет. И в этом случае читать перечень цифр простыми предложениями, которые некоторые профессиональные спортсмены выдают за отчет о гонке, очень сложно и не интересно. А если ещё и с грамотностью туго, то глаза не выдерживают и начинают слезиться.
Ну а кто-то не любит. Некоторым лень, некоторым «некогда» — это отсюда как раз.

— Как у тебя обычно складывалась подготовка к сезону и как поддерживала форму летом?
— Подготовка по стандартной схеме, как у большинства. До середины ноября примерно отдых, какой-нибудь волейбол или типа того. Или просто такая активность, какой хочется (почему бы не батут)). После базовая выносливость – 2-3 раза в неделю побегать, скандинавская ходьба в выходные. Зимой тренажерный зал с акцентом на ноги, месяц-полтора. Хорошо, если получалось сочетать с бассейном, например. Потом многие начинают кататься в морозы, я только в марте, когда уже не сильно холодно. Зимой, правда тоже неплохо несколько раз прокатиться в выходные не очень далеко, чтоб не замерзнуть, но езда по снегу – это полезно в целом, и закаляет хорошо. Нормальные объемные тренировки у меня начинались только в конце марта – в апреле, по погоде, т.к. по грязи я тоже не любитель кататься. А в апреле, когда асфальт подсохнет, несколько раз зарядить 100 с хвостиком – отлично. Или «Слюдорудник, туда и обратно» прекрасный вариант.
Летом – от гонки до гонки. Сначала составляется план тех стартов, где планируешь участвовать, и под это подгоняются текущие тренировки. Очень полезно прикатывать заранее трассы, если есть возможность (УралМТБ для екатеринбуржцев, например). Если каждую неделю гонки, то стандартная схема на неделю примерно следующая: пн-вт — откатка, 40-60 минут очень легко; ср – интервалы, например, чт – темповая часа 1,5-2; пт – отдых; выходные – гонка. Или пятница/суббота прикатка и отдых, вс – гонка. Ничего неожиданного, в общем.

— Ты еще активно занималась бегом, причем судя по страве – даже в разгар сезона. В плане байка бег помогает или бесполезен?
— Бегала я в последние два года, потому что готовилась к марафону в 2015, а в 2016 немного для разнообразия, в том году уже спортивного сезона как такового у меня не было (с графиком тренировок и прочим).
Грамотно было бы бегать в межсезонье, поздней осенью, зимой, средние обьемы на низком/среднем пульсе. А мне просто иногда нравилось побегать, менее затратно по времени и хорошо очищает голову после работы (когда жесткий график с 9 до 18, например). Для байка это бесполезно, на мой взгляд.

— Какие российские гонки запомнились? Ты же вроде гонялась даже в Москве, Плесе, ездила на Матч городов Поволжья. Что запомнилось/можно отметить по прошествии некоторого времени?
— Очень понравился Плесский марафон по атмосфере, и кворум хороший. Отличная организация, массовость, ощущение праздника.
Матч городов России – интересный формат у многодневки, 4 совершенно разные гонки, хорошо выявляют слабые места. Вообще, куда-то подальше родного региона хорошо ездить, чтобы сравнивать свой уровень с новыми соперниками. Да, у себя в городе или в области ты чемпион, например, а как где-то ещё, интересно побороться «с чистого листа», понять, чего не хватает и куда двигаться дальше.
— Какие уральские гонки запомнились? Ты застала «ультрамарафонские» дистанции, где просто доехать было счастьем? =) Я вот начал гоняться, когда дистанции стали более человеческими и на них уже появилась борьба. А ты же раньше начала, может эти «трофи-рейды»?
— Я тоже особо не застала дистанций «на выживание», разве что та Среднеуральская сотня в 2008, но для девочек версия лайт все-таки. В
Крыму, кстати, в 2014 году один из этапов был в таком стиле. Там по 8-9 часов очень много кто ехал.
А из уральских – в Нижнем Тагиле хорошая серия Мала-Хит, в Пышме домашний Кубок Четырехлистника – это по атмосфере. А трасса на БРК самая интересная, пожалуй. И ещё Мультитим на Биатлоне – тоже было супер.

— Какой, на твой взгляд, самый эпичный марафон на Урале и в котором довелось погоняться?
— Самые эпичные по сложности – марафоны в районе Нижнего Тагила, на мой взгляд. «Веселые горы» от КАНТа в год ужасной погоды (я не участвовала, слава Богу), а для меня – «Седой медведь» в 2016. Но, возможно, я была плохо готова, поэтому осталось такое впечатление.

— Почему многие гонщики мужского пола считают формат микса сущим адом? =)
— Не лучше ли спросить у гонщиков мужского пола – они же так считают =)

— Такой вот вопрос, который традиционно вызывает некоторое бурление в обсуждениях тех или иных гонок =) Как считаешь, какие должны быть призовые и какие должны быть взносы? На мой взгляд, все-таки есть несоответствие между высоким взносом и того, что ты получаешь, если сумел попасть на пенек. Ну, или если по-другому сформулировать – что хотелось бы видеть в пакете при попадании на тумбочку статусного марафона или «культовых» хсо?
— Не совсем корректно, наверно, выставлять какие-то требования… Но мне представляется нормальным, когда по крайней мере окупается взнос у призеров. И нормальная железная медаль, которая через пару лет не потеряет свой вид.

— Какие у тебя были самые большие и крутые призовые в твоей любительской «карьере»? И на каком ивенте это произошло? Большой Камень?
— Да, это 10 тыс.рублей за первое место на Большом камне в 2014.
— Вытекающий из последних двух вопросов вопрос – чего тебе не хватает/ло как девочке и как любителю (побывавшему на крутых любительских стартах) на местных гонках? Что можно сделать или добавить – и в плане «быта», и в плане награждения, организации и прочего хотя бы на самых массовых и статусных ивентах? Я бы, например, на крупных хсм все-таки на награждении отмечал 5 и даже больше людей. Потому что 4-6 места – вроде близко, но…никто не оценит и не отметит – самые «обидные» места. Просто как пример.
— Затрудняюсь ответить после такого перерыва.

— Расскажи про поездку и участие в Плесском марафоне в 2016 году? Как дорога и как сложилась сама гонка?
— Дорога длинная, довольно сложно было сидеть под конец пути )) но я не за рулем же, это значительно проще. Хотя оба не спали, это да.
Сама гонка в целом неплохо сложилась (и отчет даже есть, отмеченный призом!), но мне сложно психологически каждый раз, когда едешь гонку не в форме. Т.е. ты знаешь, что вообще-то можешь гораздо лучше, сложно признать фактический результат своим, начинаются оговорки разного рода… Лучше, конечно, готовиться и без всяких условий показывать уровень.

— Физуха или техника?
Не должно быть перекосов, на мой взгляд, если мы имеем в виду нормальное, а не парковое кросс-кантри. Без физической базы не будет сил для прохождения технических элементов, в то же время владение техникой существенно уменьшает расход сил (позволяет выигрывать сложные места без запредельной физухи какой-то.

— Какой технический элемент на трассах уральского хсо тебе так и не покорился?)
— «Интересное место» на БРК так и не проехала ни разу, и даже не попробовала. «Каменное русло» на УралМТБ марафоне абсолютно полностью тоже ни разу не получилось.
— Не обидно, что, например, на БРК девушки всегда едут неполноценную и усеченную в плане техники трассу?
— Если честно, не очень обидно)) там все-таки очень тяжело и не настолько я была уверена в себе, чтобы туда рваться. Хотя, если бы этот участок включили, то, возможно, на «Интересном месте» можно было поставить галочку тоже

— Какие соперницы запомнились тебе больше всего? С кем было очень напряженное соперничество на местных и российских стартах? Кого, может быть, так и не удалось обогнать, но очень хотелось и это было очень близко? =)
— Если говорить в общем, то в наших женских любительских категориях довольно все предсказуемо. Очень мало гонщиц примерно одного уровня, между которыми возможно реальное соперничество. Элементарно, по протоколам это понятно, обычно довольно большие разрывы. У меня «напряженного соперничества» ни с кем, наверно не было. Или кто-то явно сильнее или мне главное не сломать ничего в велосипеде.
Самая напряженная борьба была в Тюмени с пышминскими юниорками. И то, если бы на первом круге у меня не спала цепь, интриги бы не было.
На Матче городов России в 2015 (если не путаю) были очень разные этапы и поэтому сильно перемешивались результаты, ну, кроме Ксении Черных, что была вне конкуренции. Вот ее (Ксению Черных), кстати, однажды раз чуть не обогнала на Благих Рейсинг Кап, это было интересно и казалось, что
близко довольно. Хотя, на самом деле, подозреваю, что там все было более, чем под контролем, и мне просто позволили так думать )
А на местных стартах всегда приятно было видеть Наташу Шершневу, Женю Третьякову (привет!)

— Какие наиболее забавные или, наоборот, трагичные события были в твоей карьере гонщика кросс-кантри?
— Очень сложный вопрос. Фейлы на Рипейском солнцевороте были очень трагичным событием, мне кажется, мы были готовы лучше всех микстов тогда с Пашей Брусницыным. Ну и некстати появившийся КАМАЗ на Киргишанах 2014, из-за которого не случилось борьбы за женский абсолют.

— Почему только кросс-кантри? Шоссе ведь так и не попробовала вроде?
Не успела купить шоссейник перед тем, как уехать, думаю, поэтому. Если бы был ещё один сезон, то все к этому шло, пришлось бы попробовать и шоссе.
— Если посмотреть по фейсбуку, то триатлон сегодня почти как эпидемия – не было никогда желания попробовать?
— В продолжение предыдущего вопроса, все упиралось в шоссейник. Желание было, конечно, и все ещё есть. Это из разряда «пробежать марафон», например. Если мне случится вернуться к тренировкам, то и мысль финишировать Айронмен вернется, скорее всего.
Но это довольно затратно и по деньгам, и по времени, кроме всего прочего. Сейчас пока другие приоритеты.

— Я неоднократно слышал такую вещь, что мтб-тусовка как-будто стоит на месте: каждый год одно и то же, почти нет новых лиц – и поэтому часть людей уходит в шоссе и триатлон. Есть такое?
— Не знаю, возможно. А часть людей, возможно, просто уходит ))

— Все-таки тебя без преувеличения можно назвать очень опытной спортсменкой-любительницей. Что бы ты могла посоветовать на основании своего опыта (и может быть, прежде всего, негативного) начинающим девушкам и юношам? Особенно в плане обойти те или иные ошибки – подготовка, железо, стратегия участия. Вот вопрос наверно больше про грабли, на которые ты наступила, но про которые сейчас можно рассказать по итогам прошедшего времени и чтобы другие начинающие могли избежать их? Кстати, я уже взял несколько интервью и в каждом из них я спрашивал подобного рода вопрос – пока никто не смог ответить на него по существу – даже участник ОИ =) Может быть, у тебя получится?
— Что касается подготовки, то в циклике вообще достаточно все просто. Регулярность определяет результат. Неважно, с какого уровня начинать, при должном упорстве прогресс будет заметен у любого спортсмена, у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Пока вы тренируетесь со смыслом (чередование интенсивных тренировок и восстановления, увеличение интенсивности, технические элементы), уровень растет. Как только прекращаете или серьезно нарушаете логику и регулярность тренировочного процесса, начинаются проблемы с результатами. И соответственно, чем дольше тренируетесь, тем выше уровень, при прочих равных условиях. Единственное, чтобы заметить прогресс, требуется время, эффект не появляется моментально или на следующий день.
Но в первую очередь, на мой взгляд, нужно грамотно и постепенно ставить цели с учетом глобальных индивидуальных приоритетов (работа, семья, друзья…). Потом соблюдать регулярность тренировок и общую систему, исключать (или минимизировать) влияние противоречащих цели вещей. Например, надо приехать на гонку отдохнувшим, но накануне День рождения у хорошего друга. Вот ситуация, когда надо делать выбор – или хорошо погулять или хорошо выступить на соревнованиях. Либо изначально ставить цели, не противоречащие приоритетам (если важнее поздравить
друга, то цель показать личный максимальный результат на гонке будет некорректной).
Если коротко, то последовательность вот:
1. Определить приоритеты (работа, семья, друзья, тренировки)
2. Поставить цель с учетом приоритетов
3. Составить план тренировок
4. Придерживаться плана тренировок и общей системы подготовки (питание, отдых и т.д.)
Сложности начинаются на этапе выполнения задуманного, как правило. Когда нет желания идти на тренировку, плохая погода, недостаточная мотивация, потеря времени (и потом «уже не успеваю, сегодня никуда не поеду»)…
Что касается велосипеда, то он в целом не должен противоречить цели тоже)) и исправно выполнять свои задачи (передавать усилие, тормозить, амортизировать и прочее). Уровень железа – соответственно имеющимся ресурсам, но надо понимать, что самый крутой велосипед не делает чемпиона из гонщика.
О стратегии участия универсальных советов нет, на мой взгляд. Для каждой гонки она своя, в том числе с учетом цели на гонку.
Ну а мои личные грабли – это то, что готовиться надо не только физически, но и технически (если заявлено, что нужен навигатор, то найти и пользоваться навигатором). Если едешь парную гонку, то технически должен быть готов и напарник (расширенный ремнабор на марафонах). А, ну ещё не соваться на незнакомые дропы без прикатки. И вообще на трассах XCO находить возможность проехать просмотровый круг, это очень
помогает. Слушать и воспринимать брифинг перед гонкой, когда он есть, тоже полезно, кстати.
Вот, пожалуй, и все. Всем удачи на стартах!
— Спасибо за интервью =)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.