Пещеры Геологов-2 и Геологов-3

Спелеологи – хитрый народ! Вот скалолазу что нужно чтобы полазить? Как минимум, теплую погоду (а оптимально – лето), и еще чтобы без дождя. Альпинисту – чтобы не было снежных бурь. Сноубордисту – зиму, да еще и снег… Для кайта нужен ветер, для парашюта – наоборот… А спелеологу? Спелеологу-то на все на это абсолютно наплевать! Что зимой, что летом, что в дождь, что в снег, в пещере всегда +4, темно, грязно и прикольно :)

А пишу я это все к тому, что мы, отчаявшись ждать этой зимой снега, решили притвориться спелеологами и устроили себе двухдневный выезд в пещеры Геологов-2 и Геологов-3 на мартовские праздники. Находятся эти пещеры недалеко от Губахи, так что добирались мы туда на уже знакомом нам поезде Екатеринбург-Соликамск, а от станции Губаха на такси. Поставили лагерь, сломав при этом сначала топор, а потом пилу :) Приготовили супчик, пообедали и, вооружившись касками, фонариками и фотоаппаратами направились исследовать пещеру Геологов-2.

Геологов-2
Пещеры Геологов-2 и Геологов-3
Размеры этой пещеры поражают: протяженность ходов около 4км, глубина 120м, есть огромные залы, где с трудом можешь достать лучом фонаря до противоположной стены. А самое интересное, она делится на две части – основную и “засифонье” (прям как зазеркалье какое то!) Чтобы попасть в это самое “засифонье”, нужно пролезть через длинный (метров 300) узкий лаз с двумя сифонами, где нас должны были ждать залы невиданной красоты, сверкающие сталактиты-сталагмиты и может даже сундук с сокровищами.

Из нашей команды только один человек был раньше в этой пещере, да и то, было это 20 лет назад, так что воспоминания о том, как куда пройти, были весьма туманны. Но мы не боялись трудностей, у нас была карта, две веревки и даже бутерброды с чаем. Первый большой зал, в котором мы оказались, называется Нью-Йорк. Называется он так, потому что весь пол его усыпан гигантскими глыбами и есть много мест где можно пролезть между ними вниз, так что получается будто ты гуляешь по крышам небоскребов. Тут нас поджидала первая трудность – мы никак не могли найти путь во второй зал. К тому времени нас догнала другая группа. Как оказалось, они тоже были в этой пещере последний раз 20 лет назад (что это, традиция такая что ли?), так что они ничем не могли нам помочь и тоже все пытались найти нужный ход. Немного поэкспериментировав, пролазя в разные узкие проходы и заглядывая в дырки, мы наконец сориентировались. Хода в следующий зал было два. Один – шкуродер, второй – колодец глубиной метра 4. Так как мне нужно некоторое время, чтобы выключить в голове панические крики (“ААА!!! я же под землей!!! щас меня каааак придавит, как завалит вход, как застряну где-нибудь!!”) в шкуродер я еще была не готова лезть, так что выбрала колодец. Мы, как настоящие профессионалы, повесили себе веревку, а потом большинство из нас спустилось в этот колодец лазанием, даже ее не трогая :)
Следующий зал, куда мы попали, называется Наклонный. Бодро спустившись по нему до самого низа мы, не задумываясь, последовали за людьми из другой группы – нырнули под камень, ориентируясь на звуки бегущей воды. (Вот этот шаг был весьма опрометчивым, как мы поймем впоследствии. Свернув в этом месте направо, а не налево, мы бы попали в Кешин проход, по которому идти гораздо проще, но это мы узнаем только несколько часов спустя).

Из Наклонного мы попали в Чайный грот. Внизу течет река (вот откуда взялись звуки журчащей воды). Вода, очень чистая и холодная, бежит по разноцветным камешкам. Мы начали было топать по реке, но шедший нам навстречу народ сказал, что смысла туда идти нет и надо искать другой путь. Тогда мы забрались наверх и направились дальше, оставив речку внизу. Тут нас поджидало самое неприятное место – нужно было сделать шаг над пропастью, перешагнуть из одного зала в другой, ступая по мокрой глине. А место, в которое ты попадаешь, сделав этот шаг, тоже не внушало доверия – это была глиняная “воронка”, с крутыми и скользкими склонами, в центре которой была достаточно большая дыра. Дыра эта вероятно глубокая, потому как увидеть дно, посветив туда фонариком, мы не смогли. Но тут сбоку мы заметили довольно широкий лаз наверх, и приняли решение попробовать идти этим путем.

Итак, мы оказались в самых больших залах пещеры – Камнепадном и затем в Марсианском. Там очень легко потерять ориентацию (в смысле забыть, куда ты шел!) потому как стен по бокам не видно. Дойдя до самого края Марсианского, уперлись в стену, и поняли, что не знаем, куда идти дальше. Прошли вдоль стен, поискали ход. Нашли какую то дыру в полу, слазили вниз, нашли там речку, которая ведет в тупик. Вернулись обратно, чувствуя, что наша воля к победе начала иссякать. Пора было предпринять какой то решительный шаг! Поэтому мы уселись по центру зала, достали термоса с чаем и слопали грязными руками припасенные бутерброды. Параллельно мы старательно изучали карту, пытаясь понять, где же мы находимся. Сделав вывод что искать ход в засифонную часть нужно где-то не здесь, мы решили пойти обратно, по пути высматривая нужный нам лаз.

Шли обратно, держась левой стороны. Заползли в какую то горизонтальную щель (над тобой – каменный потолок, под тобой – каменный пол, и ты можешь передвигаться между ними только ползком). И как оказалось, не зря. Поднявшись немного повыше по этой трещине, мы увидели дыру в полу. Лаз!!! Вот он!!! Наконец-то мы его нашли! Теперь мы сможем попасть в засифонную часть!
Пещеры Геологов-2 и Геологов-3
С нетерпением просочившись в дыру, мы двинулись по коридору. По пути нам попадались небольшие гроты, и в очередном гроте кто-то из наших вдруг сказал “Стоп! Где то я уже видел этого снеговика!” (а там местами на камнях встречается творчество скучающих спелеологов – то слепленный из глины снеговик, то улитка, то еще что-нибудь). Благодаря этому снеговику, мы поняли, что оказались опять в гроте Наклонный (о котором я писала в самом начале) а проход, по которому мы шли – это не ход в засифонную часть, а Кешин проход, соединяющий Наклонный и Камнепадный залы. Расстроившись, что это не то, что мы искали, но зато окончательно сориентировавшись по карте, мы решили вернуться обратно, к входу в Кешин.

Судя по карте, лаз в “засифонье” начинается прям около входа в Кешин проход – и там как раз была какая то дыра, в которую нужно протиснуться, обогнув камень. За ним мы попали в достаточно узкую наклонную трещину. Наш разведчик Антон прополз немного дальше, и сказал, что он почти уверен, что это именно то, что мы искали. Мы решили посовещаться. Лаз длинный, залов за ним много, а мы уже 6 часов лазим по пещере. Мышцы устали, локти и колени в синяках, да и психологически достаточно тяжело. Абсолютным большинством голосов было принято решение возвращаться назад, туда, где светло, и чистый воздух, и небо над головой вместо каменных сводов пещеры.
По результатам наших похождений в пещере Геологов-2 мы сделали следующий вывод: нужно возвратиться сюда еще раз. И по возможности не через 20 лет, а как можно раньше, пока еще помним, где же находится лаз, и попасть-таки в “засифонье” и полюбоваться скрытыми там чудесами.

Геологов-3Пещеры Геологов-2 и Геологов-3
На следующий день из нашей команды из 6 человек в Геологов-3 отправились только трое – видимо, самые неугомонные. Переоблачившись обратно в грязные наряды, мы пошли исследовать пещеру. У входа лежала карта (прям квест какой-то!), ну мы ее конечно захватили с собой. Улыбаясь в объективы камер, и помахав руками нашим провожатым, мы радостно залезли в пещеру и уткнулись в стену. Впереди стена, слева и справа – стена. А куда дальше?! Переглянувшись в недоумении мы наконец-то решили взглянуть на карту. Оказывается, мы прошли мимо входа, да и не удивительно. Входом оказалась узкая трещина, в которую можно влезть только лежа на животе и отталкиваясь кончиками ботинок. Причем, у входа в трещину на полу выросли ледяные сталагмиты, перегораживая вход. Ну мы все равно туда протиснулись и метра через 3 такого ползания оказались в довольно широком проходе.

Пещеру Геологов-3 я не буду описывать так же подробно, как Геологов-2, потому как мы, даже несмотря на карту, достаточно быстро здесь заблудились, и неизвестно, в каких гротах мы побывали, а в каких – нет. Расскажу общие впечатления – эта пещера оказалась гораздо грязнее, меньше и запутанней. По пути мы нашли еще несколько артефактов из “квеста” — лопату, наколенник, кость неизвестного животного (подбирать не стали). Всю дорогу нас мучил один вопрос – перед походом в эту пещеру, мы прочитали, что в ней есть грот Медвежий. Назван он так, потому что в нем исследователи нашли сохранившийся целый скелет медведя. Дак вот, как?! Как же этот мишка умудрился пролезть в тот очень узкий, да еще и достаточно длинный вход в пещеру?! Попадались очень интересные лазы – узкие коридоры, ведущие почти вертикально вверх или вниз (как же тяжело карабкаться по ним вверх, скользя по мокрой глине!) Было такое место – Калибр – дырка в скале вниз, где хватает места как раз чтобы ты протиснулся, и то, если правильно расположился. Вниз нырять было легко, но мне пришлось долго пыхтеть, когда я вылазила обратно. Еще эта пещера отличалась тем, что дно ее почти везде было завалено камнями, очень много “живых” камней, кое-где руками человека сложены “стенки”, так что нас не покидало ощущение, что нас тут может случайно завалить. Ступали очень аккуратно, за “живые” камни старались не хвататься. В целом, несмотря на то, что эта пещера оказалась меньше и грязнее, нам все равно очень понравилось, мы погуляли там пару часов и вернулись на поверхность. Снаружи нас ждал вкусный обед, чистая одежда, сборы и дорога домой, в Екатеринбург.
Пещеры Геологов-2 и Геологов-3

Ну и в заключении я хочу повториться – если на улице мерзко, и слякоть, и холод, а хочется куда-нибудь съездить – всегда есть выход! Хватаешь с собой комплект запасной одежды и отправляешься исследовать какую-нибудь пещеру. Ведь они таят в себе столько всяких тайн, разных разветвленных ходов, красивых залов, подземных речек и озер, летучих мышей в конце концов. В общем, там – здорово :)

P.S. Для тех, кто не в теме:

Сифон– ход, который проходит под водой. В определенные месяцы сифон бывает высыхает, и там можно пройти. Иногда спелеологи приходят туда с ведрами и вычерпывают воду.
Шкуродер– узкий лаз, пролазя через который с тебя или слезут штаны, или кофта задерется на самую шею (в зависимости от направления, в котором ползешь).
Сталактит– та штука, которая растет с потолка вниз.
Сталагмит– растет с пола наверх.
Сталагнат– то, что получается, когда они наконец встретятся вместе.
Живой камень” – камень, который лежит очень неустойчиво и так и норовит куда-нибудь покатиться или упасть.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.