15 дней в горах Заилийского Алатау

Лагерь Туюк-Су, высота 2500 м.
Заилийский Алатау входит в северную группу хребтов Небесных гор, Тянь-Шаня. Его вершины, покрытые снегом и льдом, поднимаются высокой зубчатой стеной к югу от опаленной солнцем Илийской долины.
Время отпуска выпало на июнь. Беру свой найнер, еду в горы!

Идею поехать тренироваться в Южный Казахстан подали спортсмены команды multi-team: Budko_Mikhail ,Cascad и valek .

Поздно вечером 13-го июня приехал в Алмату на поезде «Екатеринбург-Алма-Ата». На вокзале меня встретил Артем Скопин, дирекотр альп. лагеря Туюк-Су. Мы поднялись в лагерь, который находится на высоте 2500 м. в Малом Алматинском Ущелье. Заранее договорился с Артемом, и он предоставил мне возможность пожить там. Как раз туда заселялись альпинисты на тренировочные сборы. Так что народа собралось много — было весело!
Пока альпинисты покоряли горы и лазили по скалам, я накручивал километры.

Из электроники у меня был только телефон, по которому можно только звонить.
Поэтому фотки мест, где я ездил, взяты из просторов интернета, а примерные треки нарисовал от руки.

14 июня
Для акклиматизации один день неспеша гулял.
Утром прогулялся вверх до Мынжылок и обратно (высота~3000 м).
Вечером спустился до Чимбулака и поднялся обратно.

Урочище Туюк-Су

Мынжылки

15 июня
Хоть и прошел меньше 15 км, после вчерашнего болели мышцы.
День выдался холодным, весь день лил дождь, сильный туман.
Уже на байке спустился немного ниже Чимбулака и поднялся обратно.

16 июня
На байке спустился до памятника Оленю, что немного ниже катка Медеу, и поднялся в лагерь. Сделал три таких подхода.

63 км, набор высоты — 3130 м. Время одного подъема составляло около часа.

Асфальт качественный. От города до Медеу подъем пологий, после плотины начинается жесть — крутой градиент, серпантины. После Чимбулака асфальт кончается, начинается сильно пересеченная каменистая дорога с таким же градиентом.

17 июня
Поднялся на байке до Мынжылок и немного покатался там, посмотрел развилку, которая ведет к гляциологической станции Т1, спустился в лагерь.

9 км, набор высоты — 1043 м.

18 июня
На байке съездил в город на Зеленый рынок, взял немного меда и продуктов домой, так что подниматься пришлось с грузом.

50.8 км, набор высоты — 1850 м.

19 июня
Утром сделал пробежку: спустился до Медеу, попытался забежать по лестнице на плотину (почти получилось — с короткими остановками, переходом на шаг), почти бегом (скорее трусцой) поднялся до лагеря. Вся тренировка заняла около двух часов.

17.8 км, набор высоты~921 м.

Вечером сел на байк, поделал ускорения на подъеме к Чимбулаку (там, где самые жестокие градиенты и нескончаемые подъемы)
На одном подъеме делал по три усорения по 100 метров.
Всего сделал два таких подъема. Длина подъема около 4 км с набором 430 м!!!

16.6 км, набор высоты — 916 м.

20 июня
На байке: Лагерь <-> Мынжылки <-> Гляциологическая станция Т1 (высота 3500 м!!!)
Подъем очень тяжелый как до Мынжылок, так и до Т1 — каменистая дорога с бешеным градиентом, сказывается фактор высоты. Везде ехать не получалось, примерно 1/4 шел пешком. Правда по самому краю дороги, над обрывом, была неплохая тропинка, но по ней лучше не ехать — можно сорваться в глубокий каньон и искупаться в р.Малая Алматинка.
Уже на подходе к селезащитной плотине Мынжылки открываются потрясающие виды на цирк ледников Туюк-Су, горные вершины и хребты. К самой станции Т1 спускается ледник Молодежный, но до самого ледника не доехать из-за больших камней. А так, ледники уже были совсем близко.
Было холодно, на высоте задерживаться не стал, уже недалеко до лагеря застал град, ливень и гроза.

14.44 км, набор высоты — 1023 м. (то есть на 7 км — 1000м подъема!!!!)

Дорога на Т1

21 июня
День отдыха. Позанимался скальными занятиями с альпинистами, получилось даже немного полазить по скалам.

22 июня
Пришлось снова спускаться в город за новым тросиком для заднего переключателя (который стоял оказался на последнем издыхании).
Съездил, разведал дорогу, которая ведет к Большому Алматинскому Озеру (БАО), поднялся обратно в лагерь. Поменял тросик.

67 км, набор высоты ~ 1000 м.

23 июня
В этот день планировал ехать на БАО. Как только стартовал, заклинило каретку. Шатуны, конечно, стали вращаться, но туго и с треском. Накрыло подшипники в каретке. Решаю оставить байк.
Решаю бежать до Мынжылок. Правда бежать получалось мало, в основном пешком. Бежать на высоте 3000 м вверх оказалось очень трудно, почти невозможно. Хотя по ровной поверхности еще можно, например, около платины Мынжылки.

Вечером пробую прокатиться на байке. Вращение стало немного легче, решаю снова поделать ускорения на подъеме к Чимбулаку.
Программа та же, что и 19 июня, только я сделал три таких подъема.

24 км, набор высоты — 1200 м.

24 июня
Вечером скатался до Медеу и обратно.
Шатуны стали заметно лучше вращаться! Решаю на следующий день ехать на БАО!
17.8 км, набор высоты~921 м.

25 июня
Лагерь — Алматы — БАО — Алматы — Лагерь.
Старт — в 6.30.
7.23 — перекресток Аль-Фараби — Дулати.
9.30 — я уже на БАО! Подъем от перекрестка занял всего 2 часа.
Поднялся немного выше озера по дороге, которая ведет к Космостанции. Сверху БАО показалось просто зеленой лужей. Выше подниматься не стал. Уже за 2 километра до БАО стояли таблички, что это пограничная зона и проезд запрещен, но дорога была не закрыта, свободно проехал. Особенно запомнился спуск с озера: после серпантинов можно отпустить тормоза и лететь до самого города с приличной скоростью!
13.20 — Поднялся обратно в лагерь.

Большое Алматинское Озеро

Длинных остановок не делал, делал короткие остановки для заправки фляги.
По питанию: хватило семи гелек и три батончика мюсли.

120.24 км, набор высоты ~ 4300 м.!!!

26 июня
День отдыха.

27 июня
Утром на байке снова поднялся на Т1, там меня встретил добродушный работник станции Толян. Погода позволяла покататься на высоте!
Потом спустился до Мынжылок и поднялся по другой тропе до Черного Камня, затем до Крестов. Потом спустился в лагерь.

18 км, набор высоты — 1600 м.



Гляциологическая станция T1, высота 3500 м.

28 июня
День отъезда.

Отдельно несколько слов про поезда и проводников.
Велосипед у меня был разобран и упакован в чехол.
Сесть в поезд в Екатеринбурге не составило проблем, хоть и поезд, как и проводник, были казахами. Проводник лишь спросил, есть ли у меня квитанция на велосипед, на что я ответил: «Нет. На велосипед не надо». И спокойно сел в поезд.

На обратном же пути возникли трудности. Сесть в поезд в Алмате с велочехлом не так просто. Проводник не пускал в поезд, говорил, что у меня «негабарит». Я же всеми правдами и неправдами пытался доказать, что размеры моей сумки соответствуют нормам, попросил его показать документ, где написано какие ограничения есть на размеры багажа. Он приносит — оказывается сумма измерений не должна превышать 200 см (у меня на самом деле около 240 см). Говорю, что у него нет линейки, и он не может судить о размерах моей сумки. Ничего не помогает — не пускает. Тут выходит его напарник (более сговорчивый), подтверждает, что у меня «негабарит», пускать нельзя, спрашиваю у него как можно решить проблему. Он отвечает: «Давай сколько есть и проходи». Поворачиваюсь к первому проводнику, предлагаю «договориться», он типа не слышит, гнет свое про «негабарит». Около 15 мин. споров, а до отправления поезда меньше 10 мин! Тут я говорю: «Давайте я сяду в поезд, а потом мы договоримся». Пускает, сажусь в поезд! Соседом оказался трековик-шоссер из национальной сборной Казахстана, так что скучно не было.
Поезд тронулся, через час подходит второй проводник, просит пройти с ним и «поговорить» с первым проводником. Я не соглашаюсь, говорю пусть тот сам подойдет и поговорим. Уговаривает меня пойти — не соглашаюсь, тот уходит обиженный. Он ко мне подходил еще пару раз, на последний я его мягко послал. Перед Казахской границей наконец-то осмелился подойти первый проводник, чтобы записать мое имя и паспорт для пересечения границы. Начал говорить какой я не хороший, что не подошел к нему, хоть и обещал и т.п. Короче, денег я им так и не дал.
Границу пересек без проблем.

Спасибо Михаилу Будько Budko_Mikhail и Смирнову Алексею Cascad за консультации и ценные советы! А также директору альп. лагеря Туюк-Су Скопину Артему за гостеприимство и возможность остановиться в лагере.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.