Первой годовщине первого ХСМ «Северный Ветер» посвящается

6 сентября 2013 года, трое из Челябинска, оставив свои мягкие перины, тронулись в путь на покорение трассы ХСМ «Северный ветер», к подножию Серебрянского Камня, одной из вершин Северного Урала. За 29 часов (время от дома до дома), было пройдено 1330 км., 80 из которых по суровому грейдеру, 60 на велосипеде в режиме гонки. 11 часов пути было пройдено в темное время суток, примерно половина пути под дождем. Абсолютная средняя скорость (расстояние/время) — 46 км/ч.

Илья очень задолго начал издалека убалтывать меня на эту поездку, но я до последнего держал его в напряжении, неясностей было много. Но все разрешилось к всеобщей выгоде, и выезд был назначен.
Ну, в общем, решили ехать, и в пятницу после работы кое-как и наспех скидали все в машину, усадили друг друга внутрь — Галина, Илья, Я. Баки заправлены, несмотря на сумбур, присутствует четкая цель, обеспечены тылы. Тронулись в 21 час.
И надо же, как только тронулись — стемнело. До слез обидно. Вот же, пару месяцев назад темнело куда позже, и где все это?!
Что-то в последнее время я до жуткой скуки прикатал трассу Челябинск — Екатеринбург, и обратное направление тоже не меньше. Калды — скоро двухполоска; скоро после поворота на Касли начинается отремонтированная дорога, так обильно посыпанная каменной пылью, что сопсна полотно проблематично отличить от обочины, дорога широко вьется меж водоемов и деревень, в темноте, да в дождь, такой извилистый участочек исключительно в удовольствие. Ну да ладно, зато скоро опять дорога раздваивается. Теперь становится совсем скучно на нее смотреть, ладно хоть Илья от самого дома болтает о всякой всячине, особенный упор на музыку, исковыряв все мои носители, он все забраковал, и уже какое-то время скрючившись над приемником был поглощен поисками радиоволн в чистом поле, что-то бормоча под нос — ну как подпольный радист. Надо сказать, мы с ним на эту тему порядочно разосрались и сидели каждый в своем углу. Но, как говорится — «собака лает, караван идет», так доехали до окраин Екб, и если раньше часто это была сама цель, но сегодня это, по сути, было только началом. И нам еще предстояло найти это начало. Как выяснилось, навигатор отказался нам помочь. И как только мы, руководствуясь 2gis, покинули пределы Екб, оставалось полагаться только на сообразительность трех голов, которые, объединившись, как известно, не являют собой сумму всех положительных качеств их носителей, а также на языки в этих головах, из общего числа которых, я лично полагался только на свой. Но пока не было страшно. Свернули куда надо и долго ехали по увлекательному Серовскому тракту, где на некоторых горизонтальных перегибах дороги можно испытать мимолетное состояние невесомости, где случались участки, когда свет фар по нескольку секунд вообще ни во что не упирался — ух! Так и ехали. Дорога все паршивела потихоньку, дождь тоже всю дорогу то начинал лить, то дорога становилась сухой — просторы. За Нижним Тагилом заправились, коп у заправки проводил нас таким подозрительным взглядом, что грех было не бросить вызов, но он ничего не понял, к счастью. Дальнейшая дорога до Серова не подарила ничего примечательного, кроме пары-тройки забавных этнических названий на придорожных указателях.
В Серове начали с того, что проехали нужный поворот и совершили променад по спящему городу, было даже странно видеть такое безлюдье в половине третьего ночи после пятничного вечера. Или тут со стрессом не так, как в Челябинске, борются? Доехали до заправки, где состоялся первый диалог, ставший позже частью забавной цепочки:
Я: — «Здравствуйте, можете подсказать как нам на КАрпинск выехать?».
Белокурая дама с химией: — «КарпИнск? Так вы проехали. Сейчас вам придется...».
Поблагодарив, мы продолжили путь по описанной схеме, и через некоторое время движения и некоторых метаний, мы выехали опять на какую-то трассу. При этом я почему-то вообразил, что, прежде чем попасть в КарпИнск, нам необходимо проехать через Краснотурьинск. С тем и остановился у придорожной стоянки, где пришлось побеспокоить дядю в китайском грузовичке:
Я: — «Здравствуйте, извините, вы не подскажете, как нам ехать в КраснотУрьинск?».
Флегматичный дядя в китайском грузовичке из полутьмы кабины: — «КраснотурьИнск?», — после чего впадает в некоторый ступор. После минуты угнетающего молчания, мне приходит на ум еще одно название…
Я: «Может на Североуральск?». — после чего он уже без заметных напрягов препровождает нас в искомом направлении. Едем, дороги уже совсем уже какие-то незнакомые, необычные. Думаю, ощущение усиливал ночной час и необходимость постоянной ориентации в таких условиях. Приходит время, и мы доезжаем указателя на КарпИнск, и КраснотурьИнск, выбираем КарпИнск. Въехав в город, сразу попадаем на Т-образный перекресток. Налево — просто дорога, направо — дорога, где метров через 300-400 стоит указатель, решаем скататься к указателю, несмотря на то, что Илья выступает за левое направление. Приезжаем к указателю, где, кроме прочих незначимых имен собственных, значится «Ивдель», мы оба с благоговейным придыханием произносим это вслух. Оо, место где кончаются дороги, ворота в Приполярный Урал. Ивдель, мы с тобой еще повидаемся. Но сейчас не об этом — устремляемся в обратном направлении, и после нескольких ничем не мотивированных маневров решаем остановиться у подозрительно большого, для такого небольшого города, магазина. У входа дымят две молодки, по виду продавщицы, являюсь к ним с вопросом: — «КытлЫм?», — они меня, по здешней, как я понял, традиции, поправляют: — «КЫтлым?». После чего рассказывают мне, что и как… Силюсь понять, дотошно, до тупости, переспрашиваю… Отъезжаем в указанном направлении, тут тоже все сложилось не сразу. Дорога через сто метров началась такая, будто через сотню метров мы выедем на глухой пустырь, и я, снедаемый сомнениями на грани паранойи, я еще раз вернулся к тому же магазину, где незнакомый дядя подозрительно дословно повторил мне уже известную легенду. После чего, тупо выполняя указания, превозмогая глас разума, проехали-таки трущобы, и выскочили на гладкий асфальт, все дальнейшее не составило проблемы, и мы без труда покинули этот диковатый, несмотря на признаки цивилизации, населенный пункт.
И попали на грейдер, который с самого начала вообще больше напоминает какой-то разрез открытой добычи нужных людям минералов, чем автомобильную дорогу. Со временем это превращается в широкий грейдер, типичный для таких мест, где можно валить, а можно не валить. Я валил, надо было уже покончить с этим нескончаемым путешествием. Ночь скрывала перепады рельефа, повороты, был просто грейдер, заключенный в свои границы придорожной растительностью, возникающий из дождливой темноты в свете фар и туда же уходящий. Встретили несколько попутных машин, у которых я выиграл соревнование «разбей свою подвеску» — меня было уже не удержать.
Приехали на базу, разгрузились, пристроили байки, спасибо персоналу базы — нас встретили в начале шестого утра и помогли решить все вопросы, окружили вниманием. Спасибо им за это, а то в это время хотелось уже просто упасть. Итого, ехали 8 часов, спидометр насчитал 634 км.
Спать завалился в багажнике своего X-Trail'а, Илья с Галиной пошли возиться с палаткой, был ли дождь? вряд ли на это уже кто-то обращал внимание…
Проснулся в 10:30, чудесный дебют — длины багажника вполне хватило, чтобы я со своими 183 мог вытянуться в полный рост. А вокруг уже возня, не то чтобы я совсем ничего не слышал, но и вставать не желал, но дальше уже некуда, выползаю, сонно почесываясь. Полтора часа до старта, уже некогда сопли жевать, допиваю вчерашний кофе из термоса, заедаю булкой. В рот с утра привычно еда лезет с трудом-с. Илья меня уже зарегистрировал, собрали, приготовили байки, оделись, в целом все прошло довольно складно и быстро. Пикантность ситуации заключалась ещё в том, что мне, как «безлошадному», предстояло ехать на туристическом Cube, любезно предоставленным Ильей. Стали определяться с питанием в гонке, уже известно, что дистанция сокращена, Илья решает брать два геля, он всегда так серьезно к этому подходит, будто лишние 40 грамм в кармане уведут от него победу. Я беру 3 геля и батончик — пусть будет. Удается даже немного размяться. С утра на термометре около 10, пасмурно, сырость, туман, на день обещают 14-16 по Цельсию, но здесь горы. Традиционная для таких ситуаций головоломка с одеждой, если солнышко пробъет облака, одна история; если дождь, ветер — совсем другая. Ошибка одна другой стоит. Решаюсь на такой комплект: верх: сначала безрукавый base layer, поверх которого надел свою видавшие виды тонкую «термуху» с рукавом, завершает композицию веломайка с коротким рукавом. Низ: выбираю наколенники с виндстоппером (ничего другого просто не было), на них велотрусы, шлем на босу голову, перчатки на руки, всё. Илья по-гусарски едет с голыми ногами.
Послушал брифинг, сделал полезные заметки. Старт все ближе, а я откладываю раздевание до последнего, и это почти превращается в суету, но я справился, скидываю флисовку, оказывается тепло. Рядом Илья, сетую, что не взял мультитул, он что-то бухтит в ответ — не суть. Countdown!
Старт! И пошли рассыпаться веером, который обречен по мере удаления от старта обретать все более струнообразную форму. Но вначале я вижу во главе атак Ксению Сусло — ого. Илья начинает натягивать, и вообще ровной работы нет, то один натянет, то другой. Не скажу, что я легко это переношу, но первую горку нахожу свой ритм и к вершине выхожу параллельно группе и вниз ухожу на острие, раскручивая предельные передачи. К этому моменту фактически остаемся вчетвером. Также продолжается и после спуска, то Саня Попов отъехал — поймали, то Илья, то Ваня, я работаю на разрушение, пока что-то не до атак. Но вот выходит Ваня, я его ловлю, но темп у него такой, что я начинаю слетать с колеса, беру себя в руки — закрываю, но тут же начинает снова расти дыра. Ваня компактный, и сидение у него на колесе не приносит существенного преимущества, кажется, я сижу на полметра выше его, а тут еще раздолбанный грейдер, и все время надо смотреть, куда едешь. А Ваня пилит на своем подвесе как по ровному, я сдаюсь. Еще некоторое время подобных судорог, и меня обходит Илья, они с Ваней начинают удаляться, я ищу приемлемый темп. Саня Попов перекрыл себе кислород собственными атаками на ранних стадиях, и отваливается даже от меня. Становится жарко, закатываю рукава по локоть. Через некоторое время Ваня бросает и Илью. Их темп выше моего, поэтому, для обратной связи время от времени смотрю назад, что там Саня — вроде пока держу просвет.
Грейдер средней паршивости, бывают довольно ровные куски, но местами яма на яме, и на таких участках, когда скорость снижается, кажется, что соперники вот они — рукой подать, но это злая насмешка — ничего не вернуть.
Изредка отслеживаю показания пульса — практически постоянно анаэробная работа, но на прошлом марафоне было то же самое все три часа, посмотрим. В целом стараюсь не перегибать палку.
Тем временем выскакиваем на бетонку, бетонка катит. Между прочим, замечаю, что Илья начинает работать как-то с ленцой, и я его начинаю стремительно догонять, такое всегда вдохновляет. Соскакиваем с бетонки, выходим на изрытое пространство, где я добираю Илью, у которого явно проблемы. По пути он спрашивает у меня мультитул, ничего нового ему сообщить на сей счет не имею. Он обещает догнать, на том и прощаемся. Теперь передо мной только Ваня, но уже надежно так впереди, и не видно, чтобы он собирался сбавлять. Иванэ сегодня чистый диавол). Пройдя перекопанный участок выходим на лесную дорогу в тягун, покрытие из камушков разного калибра, утопленных в такой же каменистый грунт, это создает довольно ровную поверхность, грязь отсутствует, по бокам плотная стена кустарников, уютная такая аллея.
Между тем понимаю, что Саня, продышавшись, начинает меня «съедать», но не дергаюсь. Доезжаем до брода, где я безбожно туплю, и в принципе проезжаемый брод иду ногами, тут меня достает Саня и сразу после брода начинает уходить вперед. Пошли в гору. Со временем беру дистанцию под контроль, и даже начинаю его добирать, но, пока я тошню сзади, на длинной прямой появляются еще двое, один-то Илья, а еще кто? Так и едем, гора не кончается, а сверху по дороге течет вода, холодная и чистая. Она вымыла грунт, и в колеях приходится толкаться от сыпучих камушков, короче — не катит, есть еще незаполненный водой участок между колеями, но он зарос травой и усеян торчащими камушками разной величины, выбор не очевиден, так и приходиться метаться наугад. Спустя некоторое время приходит в голову мысль о 79 анонсированных метрах набора, наверное уже набрали в два раза больше. А я как раз думал, где они тут такую плоскость отыскали?
А у нас опять ротация — меня с пугающим превосходством в скорости проходит Илья, но сзади никого больше не видно, а Саня напротив — останавливается покопаться с трансмиссией, и я его прохожу. Немного добавляю, чтобы совсем не потеряться. В таком порядке вываливаемся на спуск.
А спуск хорош — расколбас с участками выходов курумника. Практически сразу пронзаю Илью. Выставляю ножку на курумнике, оборачиваюсь — Илья идет пешком, чуть дальше Саня. Забываю о тормозах и начинаю набирать преимущество, только одно — не пробиться бы. Уж больно жесткие участки встречаются, смягчаю как могу, но летать не получается, а вес, его можно только перераспределять по байку, разгружая то одно, то другое колесо, можно оба сразу, но надо понимать, что ты можешь приземлиться на востренький камушек, или наехать на него через пол секунды, когда ты в фазе группировки и беспомощен, как кутенок. И чрезмерный риск меня все-таки подводит — можно по ощущениям спутать целое колесо с пробитым, но пробитое колесо, уже ни с чем не спутаешь. Рычу сквозь зубы, но делать нечего, остановка. В таких случаях оценивать время на глазок дело неблагодарное, слишком уж силен эмоциональный окрас, но мне показалось, что к тому моменту засветил я порядочно. Вижу Саню, потом Илью. Я же, перевернув байк, начинаю устранять причину своего простоя, который, впрочем, если бы только удалось изменить отношение к сему факту, не лишен приятностей — установив байк на правой стороне дороги, на откосе в стороне от разумной траектории движения, я попадаю под лучи ласкового осеннего солнышка, позади тайга, пахнущая собой, между суровых елей встроены по-осеннему пестрые, чахлые березки. Тишина и покой. Потянуло по грибочки… Но щелчками маятника в часовом механизме гонки мимо меня проносятся гонщики, будто толкая минутную стрелку вперед и вперед. На ремонт уходит примерно минут 6-7, за это время меня проходит около десятка человек, Среди них Ксения Сусло, прочно сидит в абсолютной десятке, оставив позади многих мужиков. Набиваю колесо до умопомрачения, теперь только уповать на небеса, иначе конец. Прыгаю в седло, и начинаю крутить края, самая крутая и техничная часть спуска осталась позади, поэтому просто раскручиваю. Постепенно добираюсь до 5й строчки в абсолюте, от status quo меня отделяет только Вадим Коркин. После обгона парня в зеленом с ящеркой на форме несколько раз оглядываюсь, он держался, держался рядом, потом быстро куда-то пропал. И тут навстречу попадается уже развернувшийся улыбчивый Ваня, на его месте я бы тоже улыбался, наверное, да и я не шибко печален, настроение рабочее. Затем встречаю пару Илью с Саней, немного удивляюсь, что после этого спуска они снова вместе, видимо, так надо. До разворота доезжаю очень скоро, там встречаю Вадима, он весел и спокоен, предлагает мне смазать цепь (а она уже у меня закатывает трели) — соглашаюсь. Он видит, что у меня голова налита кровью, пытается меня успокоить, но я безнадежен — рвать, рвать. Благодарю и срываюсь — уже 4й. На обратном пути встречаю много кого. Мне кажется, иду я неплохо, но сложно судить, когда никакой связи с лидерами не имеешь, но я их надеюсь догнать. Сыплю на стол все свои карты, лишь малость приберегая напоследок. К этому времени я съел уже один гель, но ближе к вершине подъема, опять чувствую признаки приближения голодной смерти, с некоторым опозданием закидываюсь вторым, прохожу унылым пёхом курумник, тошнехонько, но гель уже на подходе. Переваливаю вершину и начинаю спуск.
Тот самый спуск, который на подъеме я оценил как техничный, записав себе там «атаковать!». На поверку спуск оказался не под меня, из-за россыпи камней я много ехал стоя, боясь пробить свои камерные 26 колеса, хотя спуск был вполне себе «крутибельный». Я терял там, где планировал приобретать — селяви. Из под колес постоянно летит вода, но уже наступил тот момент, когда мокрее уже просто не может быть. Где-то на протяжении спуска быстро натянуло низких туч, и холодная вода полилась еще и с неба, в компании с ветром это создавало дискомфорт. Вот теперь я не пожалел, что надел на себя всю эту одежду. Но меня, как человека до чужой беды от природы чуткого, подогревал тот факт, что где-то впереди Илья, наверное, хлебает горе ведрами, со своими голыми коленями). Постепенно вода не то чтобы кончается, но перестает беспокоить. Ручей скатывается с дороги, подыскав себе более удобное русло, камушки уходят под грунт, и появляется возможность покарданить от души, чем я пользуюсь безотлагательно. Так я долетаю до брода, не то, чтобы он явился для меня неожиданностью, но, зациклившись на магистральных ходах, я забываю скинуть передачку, и заковыриваюсь в речке, выкарабкавшись, прыгаю на байк и продолжаю крутить. В обратную сторону все идет быстрее — проскакиваю лунный пейзаж, не забыв попозировать фотографу, и опа… перекресток. Сходу проскакиваю прямо, но сразу начинаю сомневаться, разметки нет. Разворачиваю машину, и по следам нахожу направление, теряю еще пол-минутки, важно ли...? Еще раз туплю на бетонке, сворачивая к гостеприимным военным, контролирующим выезд из НП — извините, забылся.
Тут уж не догонять, а самого бы не догнали. Но сделать с собой уже ничего не могу и продолжаю питать чахлую надежду догнать кого-нибудь вплоть до самого финиша, вытягивая шею в направлении более перспективного ракурса. Догнать мне так никого и не удалось. До финиша свежести не сохранил, но осталось сил даже на бессмысленный финишный спурт. А на финише уже пьют чаи мои соперники — Ваня Бояринцев, Саша Попов и Илья Гулявцев. Пейте, пейте!
Я тоже попью.
Потом была баня, всем хороша, кроме кощунственного отверстия под потолком, через которое сразу выходил весь жар, далее пригодный только на обогрев необъятной тайги, но все равно она была хороша и была очень кстати, после всей этой промозглости гонки. Порадовали и макароны, в целом, организаторы молодцы, молодцы работники базы «Серебрянский камень», которые отнеслись к гонщикам с вниманием и неподдельным искренним участием. Был там и Керхер, воду для которого сосали прямо из колодца с чистейшей горной водой.
Спасибо Вадиму Коркину, идейному вдохновителю и непосредственному организатору гонки. Спасибо большое!
Несмотря на четвертое место в абсолюте, главный приз в своей категории я все-таки выиграл, что позволило мне поторчать на виду под вспышками фотокамер и все такое…
Вообще же, природа здесь очень красивая, а воздух… здесь даже выхлоп автомобильный не так пахнет, он тут гость, и жалко растворяется в безбрежном океане таежной хвои. Суровый край, я, как человек, ещё хвативший романтики советских песен о БАМе, и романтике комсомольских строек, понимаю, что пелись эти песни о таких краях, именно здесь они живы, и именно здесь обретают смысл. Но только печалит, что наша бессмысленная и беспощадная цивилизация задвигает их все дальше, все глубже. Природа имеет все меньше свободы, все меньше силы, и это плохо. Очень! Человек все больше и смелее посягает на природу, он не выходит с природой один на один, он привык действовать обходными путями. Честно говоря, я никогда не пойму людей, которые утверждают, что у них инстинкт хищника, или что бы то ни было другое, как ни назови, и выходит с ружьем на уток, волков, медведей, и думает, что через это обретает силу, или что-то там еще…. Нарушаются принципы древних охотников, которые у всех народов были одинаковы — не убивай больше, чем тебе действительно необходимо для выживания. Сейчас это делают ради удовольствия, забавы и т.п. И этот процесс подобен снежному кому. Когда человек убьет природу — природа убьет человека. Я в этом ни на минуту не сомневаюсь.
После награждения пришла пора прощаться с этими благодатными краями и проделать обратный путь к цивилизации, который для меня превратился просто-таки в марафон терпения, опять дождь, опять забавные этнонимы, закаменевший разум, окаменевший взгляд, все направлено на то, чтобы не расслабиться, не забыть. О «не уснуть» речи не было, этого даже как-то почти не боялся, бороться приходилось со странной физической болью, которая, по-видимому, сопутствовала реализации главной психологической установки — не спать. Но и это для меня не впервой. Такие вызовы для меня всегда интересны.
Много минуло, мы доехали до, до боли вдруг ставшего родным, Челябинска, доехали без единого сбоя. Судя по взглядам Ильи и Галины, они меня временно записали в сверхчеловеки. Для них уже все кончилось, а для меня… еще ехать до дому, десять невозможных минут.

За фото спасибо Марине Ермаковой

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.