Средний Урал _ август 2014 г _ часть 1
В 2012 году мне попался на глаза отчет Мальцева Владимира с фотографиями и техническим описанием похода 2011 года 3кс по Среднему Уралу. И я загорелась идеей посетить этот район, большей частью находящийся на территории Пермского края. Живописная, густая тайга. Прекрасные грунтовые дороги, оставшиеся со времен лесозаготовительных поселений ХХ века. Природные достопримечательности, малопосещаемые основной массой туристического общества. Район в меру удален от цивилизации, но встречи с людьми здесь редкость.
Тогда в 2012 году выбрались в Пермский край в ознакомительное путешествие лишь на три дня. Посетили Усьвинские столбы и Каменный город, объехали заповедник «Басег» с севера и финишировали в Качканаре. Именно тогда я буквально влюбилась в этот район окончательно и бесповоротно. Всё последующее время во мне зрело желание вернуться и повторить маршрут Мальцева Владимира.
Итак, год 2014, нас 5 человек, билеты ржд, велосипеды прошли ТО, продукты куплены на первые три дня, необходимое снаряжение собрано…
9.08.2014 (день 1)
Наше велопутешествие началось глубокой ночью, когда поезд Екатеринбург-Соликамск оставил нас на станции «Теплая гора» около двух ночи. Где мы не спеша собрали и настроили велосипеды, и при свете фонарей в 2:20 выдвинулись в сторону асфальтовой трассы Качканар — Чусовское. Спустя пару «качелей», поворот с трассы в районе поселка Промысла повел нас по грейдеру к Медведке. У нас в плане была радиалка на скалы Колпаки (от ст. Теплая гора ~13 км), которая превратилась в настоящий ночной штурм по наклонной, где мы решили непросто «сбегать посмотреть скалы утром», а по приезду остановиться и подремать прямо наверху. Поэтому затащили велосипеды наверх и, не долго думая, разложили спальники и улеглись прямо под открытым небом, ведь на сон оставалось всего лишь четыре часа. Было сухо и тепло.Утром мы встретили красочный рассвет, который предвещал сухую, жаркую погоду в течение дня. У нас было немного времени на осмотр скал «Колпаки».Поляна вокруг скал была на удивление чистым местом, учитывая, что скалы находятся в простой досягаемости всего нашего бомонда. Виды с такого замечательного места открывались нам на все стороны света вдохновляя на остальные дни нашего путешествия.
Утренний завтрак из мюслей с сухофруктами, политых сгущенкой придал запас сил и энергии до самого обеда. Спустившись со скал на широкую грейдерную дорогу в 9:10, мы покатили в сторону Медведки. Перепад высот на участке Промысла — Медведка -50/+30. Пос. Медведка населенный, есть магазины, почта и касса сбербанка. Не заезжая в поселок, повернули на развилке на запад в сторону Нововильвенска и Рассохи. Сразу же начинается длинный подъем. Запасы воды пополнили через пару км от моста через р. Койву в ручье с прозрачной водой. Покрытие дороги вплоть до развилки с Рассохой — накатанная грунтовка. Автомобильный трафик крайне минимален. На фото выше — вершина Юж.Хмели. Через 2 км после спуска с перевала хр.Хмели поворот на ЮЮЗ к пос. Нововильвенск. Дорожное покрытие теперь представляет из себя уложенные жб плиты. От времени часть плит разрушилась и оголилась их внутренняя арматура. На обед остановились в 13:30 перед поселком Нововильвенск на берегу реки Вильва. Пока варился чечевичный суп все ребята окунулись в прохладные воды реки. День был знойным. Таки непривычная погода для нынешнего лета. С места обеда выехали в 15:30. Вплоть до Нововильвенского через все реки есть мосты. Пос. Нововильвенск населенный, но часть жилого фонда разрушена. От Нововильвенска дальнейший наш маршрут продолжился на запад по грунтовой дороге с мелкокаменистым и среднекаменистым покрытием. После поселка все реки, пересекающие наш маршрут переходились вброд, мостов больше не было, вернее часть из них когда-то была, но мы застать их уже не успели. Первый брод через реку Вильва шириной 40 м, глубина не выше колена, течение слабое. Следующий брод также был через реку Вильва, в том месте где в нее впадает р. Коростелёвка. На картах это место обозначено как урочище Коростелёвка. На противоположном берегу находится действующий гидрометео пост. При переходе Вильвы необходимо забирать левее, чтобы миновать брод через впадающую Коростелёвку. Реки, которые попадались на нашем маршруте чистые и прозрачные текут прямо с хр. Басег. Они не загрязнены никаким производством, никакой скотоводческой фермой, лишь легкий привкус листвы. Виталий не терял возможности и купался в каждой речке, что мы переходили. Окунался прямо в шортах и футболке не снимая даже сандалий. Одежда на нем высыхала уже через пол часа. Весь первый день на нашем маршруте не было плоских участков, подъемы сменялись спусками. Перепады высот примерно +180/-150. Покрытие дорог средне каменистые грунтовки, лишь местами встречались участки крупно каменистого покрытия, но они были непродолжительны.
Еще что примечательно для первого дня это большое количество слепней, особенно их много стало при приближении к южной границе заповедника Басег. Тех ребят, у кого был рюкзак, он спасал от бесконечных укусов в спину. Назойливые слепни с легкостью прокусывали одежду прилегающую к телу. Особенно тяжко было на подъемах, когда оторваться от них не было никакой возможности, приходилось терпеть до начала спуска, когда, разогнавшись, уезжаешь от жужжащего облака. Дабы снизить частоту прокусов одевали анораки и длинные штаны, при этом обливались потом от духоты и жары этого непривычного самого настоящего летнего дня, который мы могли бы конечно коротать где-нибудь на берегу озера в образе «тюленей», но вместо этого мы вырвались в путешествие на сотни километров.
После пройденных 77 км (брод р. Коростелевка) перед нами встал выбор, где остановиться на ночевку. Время 18:00. Следующая пригодная для ночевки река через 21 км. Решили поехать, так как еще был запас светового дня, погода нынче стояла теплая и сухая, да и мы были полны сил. Таким образом на ночевку остановились в 20:45 на реке Бол.Порожняя. Справа по направлению движения была граница заповедника, а слева ничем не отличающийся по густоте лес, в котором мест под палатки практически не было. Но нам удалось втиснуться в два небольших клочка между поваленными елями. Река была в непосредственной близости, в ней было очень приятно снимать усталость и зуд от дневных укусов.
10.08.2014 (день 2)
Не смотря на то, что мы встали рано, утренние сборы затянулись, видимо с непривычки. В 10:00 мы наконец выехали от места стоянки в западном направлении, продолжая огибать заповедник. Череда не продолжительных подъемов, сменилась продолжительным пологим спуском, с потерей высоты 130 м на 6 км. В конце спуска развилка — в СЗ направлении отходит дорога на пос. Безгодово. Мы же повернули на СВ к северному кордону заповедника. На спуске Настя потеряла одну сандалину. «Она выскочила из под резинки моего велобаула» — сказала она. Бродить реки ей теперь пришлось в одной уцелевшей сандалине. Брод через реку Бол.Басег не вызвал сложностей. При его прохождении нужно забирать левее, глубина реки до щиколоток, течение слабое. Можно перебродить реку не слезая с велосипеда. После брода затяжной подъем на безымянный водораздельный хребет и спуск к реке Мал.Басег. С этого хребта открывается прекрасный вид на вершину Сев.Басег. На реке Мал.Басег есть удобная площадка для разбивки лагеря. Мы лишь ограничились перекусом и отдыхом в течение 20 минут. С места остановки выдвинулись в 12:36. Начинается очередной затяжной подъем на отрог Сев.Басега. Покрытие дороги мелко каменистая грунтовка, ближе к перевалу покрытие становиться средне каменистым. Через 800 м от начала спуска справа по направлению движения поворот к северному кордону. Спуск продолжается до урочища «Грузинский мост» вблизи реки Усьва. Брод через р. Усьва сложностей не вызвал. Глубина его была немногим выше колена, ширина 80 м, течение до 1 м/с. Однако, после обильных дождей или весной, брод через Усьву сложен: глубина повышается до ягодиц, а течение становиться более сильным, сбивающим с ног. Так было в начале июня 2012 года. Мост через Усьву давно разрушен, остались лишь насыпи на берегах. Этот мост снесло в один из паводков в середине 90х, после чего восстанавливать его не стали. Лагерь разбили на отмелевшей крупногалечной косе. Она была ровная и удобна близостью воды и леса. Ночью дождей не ожидалось, поэтому повышения уровня воды не опасались. Пообедав, мы набрались новых сил для радиалки на скалы «Еранина деревня». Дима же решил остаться в лагере — охранять его, а также отдыхать на берегу, и, размышляя о вечном, помешивать поварежкой готовящийся ужин. Вышли в 17:40. Тропа к скалам начинается через 5 метров от брода и вначале уводит в лес. Минуя обрывистый берег, через 300 метров спускается к воде и идет вдоль реки вплоть до стоянки водников, с которой начинается подъем к скалам. Тропа местами подболочена, местами теряется, а местами хорошо просматривается. Наш путь пересекали ручьи с чистой, холодной водой, впадающей в Усьву. Перед подъемом на скалы мы запаслись свежей водой. Дойдя до стоянки водников, повернули направо на тропу, которая вьется между поваленных деревьев и зарослей малины. Скальный гребень, возвышающийся над молодым лесом, вытянулся с Юга на Север примерно на 100 м длиной. С него открывался прекрасный вид на вершину Северный Басег. И долину реки Усьва. Вершина Большая Ослянка — следующая по нашему плану радиалка — была скрыта вершиной Плехан. В 20:10 мы вернулись той же тропой к лагерю, где нас ждал Дима. После доброго ужина был ранний отбой, которому в этом месте могло помешать лишь звездное небо. Кто-то залег в палатку, а кто-то решил еще пару минут уделить рассматриванию этой ночной магии.11.08.2014 (день 3)
Подъем был ранним — в половине 7 утра. Проснулись от звука капель по тенту, которые намекали на окончание комфортного пребывания в Уральской сказке. Однако ж, дождь позволил нам посуху собрать лагерь и позавтракать. Выехали в 8.40 это был единственный ранний выезд за время похода. От места стоянки тут же начался затяжной подъем (290 м на 14 км пути), тем не менее двигались бодро, не растягиваясь. Дорога активно используется местным леспромхозом. С обеих сторон появляются свежие выруба и выходят лесовозные дороги с делянок. Так как мы успели выехать до того как зарядил дождь, состояние дороги — сухая накатанная грунтовка. Во время проливных дождей дорога превращается в раскисшую грязную лесовозку (Настя накануне подмечала, что важно проехать данный участок дороги до начала обещанных проливных дождей. Информация об этом участке как раз была взята из отчета Мальцева Владимира) Погода тем временем ухудшалась: низкие облака, цепляющиеся за макушки деревьев, готовились разразиться ливнем. Спуск с перевала стремительный и непрерывный (250 м потери высоты на 6 км) до р. Бол.Язь, покрытие мелко каменистая грунтовка. За мостом через р. Бол.Язь развилка, на которой поворачиваем на ЮЗ. После моста через р. Усьва дорога широкая, на ней специально организовано две полосы для лесовозного транспорта: левая на спуск обычная грунтовая, а правая на подъем с уложенными бетонными плитами (аналогично участку перед Нововильвенском). Когда мы выехали на очередной затяжной подъем вдоль СВ склона г. Рассомашная, дождь зарядил по полной программе. Он был проливной, что давало надежду на его быстрый конец. Всей группой пережидали пик ливня на обочине под кронами деревьев. Как и ожидалось дождь ослаб, и мы смогли продолжить движение. Через 4,1 км после пересечения МГ небольшой рабочий пос. Ср. Усьва. В нем есть связь, магазины продовольствия, почта. Здесь мы закупили продукты на ближайшие 5 дней, отправили смс домой, перекусили и двинулись в путь. Состояние группы было бодрое, усталости еще не наблюдалось. Вернувшись с 1 км назад к перекрестку на окраине поселка, повернули на С по дороге, которая подсекает газопровод через 3,5 км. Дорога, подсекающая газопровод, уже была изрядно подмочен. В глубоких колеях были лужи с жидкой глиной, объезжали их по обочине, почти не замарав и не замочив ноги. Дальнейший маршрут (~19 км) проходил по технической дороге вдоль газопровода. Перепад высот на технической дороге вдоль газопровода -70/+120. Покрытие дороги средне каменистая грунтовка, ближе к перевалам покрытие становиться крупно каменистым. Начался обложной дождь, он то ослабевал, то усиливался. Все участники утеплились, надели неопреновые носки и дождевики. Пронизывающий ветер добавлял дискомфорта. Ширина газопровода ~250 м, поэтому лес не спасал от его порывов. Особенно холодно было на пике подъема, когда выбираясь на самую макушку перевала встречаешься с напором ветра. Ощущалось падение температуры. В подъемы уже ехали с воодушевлением, лишь на них можно было согреться, тогда как на спуске все накопленное тепло «улетало» вместе с ветром. Обед сделали на р. Сурья в 14:30. Затратили на него 1 час, быстрее чем в предыдущие дни. За 3 км перед поворотом на З обслуживаемая (грейдерованная) часть дороги заканчивается. Здесь находится технологическая станция газопровода. Покрытие дороги резко ухудшилось — раскисший глинистый грунт, глубокие колеи с крупно каменистым покрытием на спуске, по которому к тому же текла вода. После поворота характер покрытия меняется — дорога становится более ровной, твердой, крупно каменистой. Тут же становится теплее — пропадает ветер. Нас окружает очаровательный зеленый густой лес из елей. Затяжные пологие подъемы с такими же по продолжительности пологими спусками, в конце которых были небольшие живописные речки. Броды, через эти речки не вызывали затруднений, но ноги уже и без того мокрые домачивали. На одной из таких речек мы и встали на ночевку. Речка безымянная, берет свое начало с восточного склона горы Лялинский камень. Вблизи нее удобная площадка для палаток и место для костра. В 100 м от места стоянки совсем недавно была пасека (судя по отчету Мальцева Владимира). Теперь ее нет, на поляне остался лишь полуразрушенный навес.Пока все мужчины ушли за дровами, Настя готовила ужин на костре и сушила подштанники. День был не простым, поэтому ночью спали крепко.
12.08.2014 (день 4)
Подъем состоялся вовремя, но со стоянки вышли в 9:50. День накануне был изматывающий, поэтому было всеобщее состояние недовосстановления. У Влада и Вани к тому же заболело горло, у первого от холодного молока в Ср. Усьве, а у второго от холодной воды из ручья.Сразу же от стоянки начался затяжной подъем (190 м на 5 км). Дорога переваливает из долины реки Ляля в долину реки Павда. Покрытие — средне каменистая грунтовка. На спуске дорога примыкает к старой Соликамской дороге, по ней на В еще 4 км до развилки. Наш дальнейший маршрут уходил на С от Соликамской дороги к урочищу Кырья. До пос. Павда с этой развилки ~18 км — вариант аварийной выброски с маршрута в случае непредвиденных обстоятельств.
После поворота дорога идет вдоль русла реки Павда и незаметно набирает высоту, её покрытие уже мелко каменистое. По пути есть удобные места для бивуака. Вдоль дороги росла земляника, из за дождливого лета она водянистая и совсем не сладкая, но руки все равно тянулись за ней.
Через 4,5 км от развилки поворот на З. Подъем становится более ощутимым — средний уклон близок к 6%, местами грунт размыт и покрытие крупно каменистое, поэтому иногда приходилось спешиваться. Кто-то поднимался в перевал пешком, кто-то заехал на велосипеде. Тем не менее все благополучно добрались до верха. На верху установлен знак «Европа-Азия». Сделали совместное фото. Дима на подъеме не удачно уронил велосипед на бок, после чего произошло смещение багажника. Потребовалась корректировка его положения. Очередная развилка — на С отходит дорога, которая обходит Павдинский камень с С и подсекает дорогу Кытлым-Павда. Эта дорога также является аварийным выходом с маршрута.
Несмотря на ухудшение погодных условий и начинающую накапливаться усталость, группа решила продолжить намеченный маршрут. Спускаемся в ЮЗ направлении. Начались лужи шириной во всю дорогу, а максимальная глубина такая что скрывает втулки. Однако ж, дно луж твердое, поэтому преодолевали их, не слезая с велосипеда. Перешли р. Бол.Косьва в ее верховьях. Она пересекает дорогу, глубиной не выше щиколоток. Улучшения погоды не наблюдалось. Моросящий дождь временами переходил в проливной. От ручья Бол.Косьва пологий подъем (100 м на 5 км). Дорога глинистая, раскисшая от дождей. Лес вокруг дороги сгущался, делая её уже. Участники сильно растянулись. Дождались всех отстающих. Затем спустились к р. Кырья по глинистой дороге с глубокой колеей и вздыбленной лежнёвкой. Меньшая часть группы прошла этот спуск без полетов. Протектор колес практически не цеплялся за боковую поверхность колеи, а соскальзывал. И при неловком движении или резком повороте руля, с вела улетаешь. Если повезет, то всего лишь на грязную обочину. А если нет, то в лужу с липкой глиной и глубиной по колено. После брода остановились на обед в 16:20.
Натянули тент между деревьев и спрятались под ним от не прекращающегося дождя. Все были мокрые и голодные. Чтобы получить как можно больше калорий от горячего обеда, весь жир из банки с тушенкой закинули в котел. Суп получился наваристым. К концу обеда дождь перешел в морось.
С обеда выдвинулись в 18:00. Сытный обед придал сил и воодушевления на дальнейший участок (~8,5 км), который по отчету Владимира Мальцева: «даже в нашу жаркую погоду сырой: много луж, обочина подболочена, колеи внедорожников». Что же там при наших условиях, когда весь июль дождливый, а та сухая неделя в начале августа вряд ли смогла улучшить ситуацию. Участок в 8,5 км через безымянный хребет соответствует своему описанию — одна болотистая лужа сменяет другую. Объезжать по краю затруднительно, так как лужи шириной до кромки леса, а глубина местами такая, что скрывает полностью колеса. Чтобы преодолеть их, спешивались и шли по траве, возвышающейся над лужей. Велосипед толкали рядом, приподнимая заднее колесо, так как, груженое вело баулом, оно норовило завязнуть в топком дне.
На хребет село дождевое облако, видимость упала до 70 м. Набрав на подъеме 110 м за 4,2 км, на спуске сбросили 180 м за 4 км. В прошлом этой дорогой пользовались заключенные, валившие в этих местах лес. Дорога усилена гатью (бревна поперек дороги). Грунт в понижениях размыло от постоянной сырости и дорога приобрела террасный характер. Поэтому приходилось тормозить перед каждой ступенью. Лужи стали мельче — глубиной всего лишь до втулок. На дороге очень много следов лосей, периодически встречался медвежий след.
На ночевку встали в 19:40 на р. Полькас, предварительно перебродив её.
Место под палатки ровное и сухое. Дров много. Во время ужина на сколько возможно просушили одежду. Перед сном оставили костер, чтобы дикий зверь учуял дым и ночью не посетил нас.
Продолжение см. здесь.
0 комментариев