Средний Урал _ август 2014 г _ часть 2
В 2012 году мне попался на глаза отчет Мальцева Владимира с фотографиями и техническим описанием похода 2011 года 3кс по Среднему Уралу. И я загорелась идеей посетить этот район, большей частью находящийся на территории Пермского края. Живописная, густая тайга. Прекрасные грунтовые дороги, оставшиеся со времен лесозаготовительных поселений ХХ века. Природные достопримечательности, малопосещаемые основной массой туристического общества. Район в меру удален от цивилизации, но встречи с людьми здесь редкость.
Тогда в 2012 году выбрались в Пермский край в ознакомительное путешествие лишь на три дня. Посетили Усьвинские столбы и Каменный город, объехали заповедник «Басег» с севера и финишировали в Качканаре. Именно тогда я буквально влюбилась в этот район окончательно и бесповоротно. Всё последующее время во мне зрело желание вернуться и повторить маршрут Мальцева Владимира.
Итак, год 2014, нас 5 человек, билеты ржд, велосипеды прошли ТО, продукты куплены на первые три дня, необходимое снаряжение собрано…
Начало см. здесь.
13.08.2014 (день 5)
Подъем был не самым ранним. Прошел небольшой дождь, пока собирали лагерь. Затем облачность поднялась выше, предупреждая о том, что дождей больше не будет. С места ночевки выдвинулись в 9:30. Покрытие дороги значительно улучшилось, теперь это мелко каменистая грунтовка, но гать местами осталась. Дорога сразу же начинает набирать высоту (200 м на 5,5 км), обходя с С Кырьинский камень. Далее продолжительный спуск вдоль реки Б. Ослянка по средне и крупно каменистой грунтовке. Пересекая брод через Сев. Ослянку, Настя завалилась в воду. Она не успела выщелкнуться из контактной педали, когда велосипед остановился посреди реки, и теперь весь правый бок у Насти был мокрый. Обидно, дождя нет, а тело на треть мокрое. Через 6,5 км от начала спуска урочище Камень — бывший лесозаготовительный поселок заключенных.Брод через р. Вост. Ослянка преодолели, не слезая с велосипедов. Вода в реке чистая и прозрачная, можно пить без кипячения. После брода с дороги открывается прекрасный вид на вершину Бол. Ослянка. Брод через Юж. Ослянку перешли по полуразрушенному мосту. В 13:30 на примыкающей слева второстепенной дороге встали на обед. Использовали ранее набранную воду.
Пока варился суп, небо прояснилось. Оно стало безукоризненно чистым. После обеда по плану радиальный выход на г. Большая Ослянка. Вещи и велосипеды оставили внизу с Ваней. Он неважно себя чувствовал, поэтому решил не подниматься на гору.
В 15:15 начали подъем на ЮВ по второстепенной дороге, она имеет направление на вершину. Через 2,6 км от основной дороги, уложенная поперек тропы, лежневка зарастает травой и становится еле различимой. Вскоре лес поглотил тропу. Сверившись с навигатором обнаружили, что 1 км назад тропа повернула на Ю и мы движемся параллельно линии хребта. Решили подниматься по азимуту, на прямую через лес. В лесу множество звериных троп. Переходя с одной тропы на другую, в скором времени вышли на предвершинное плато. На высоте 750 мнум зона леса закончилась. Перед нами раскинулся черничный ковер, покрывавший весь западный склон хребта. На каждом клочке земли росли кустики черники, усыпанные ягодами. Наше движение резко прекратилось. В тишине были явственно слышны звуки поглощения ягод. Это какая-то волшебная черничная сила, заставляющая каждого нагибаться и поедать ягоды пригоршнями, даже когда уже наелся до оскомины. Попытались продолжить подъем на вершину. Чем дальше, тем меньше черники НЕ становилось. Оголодавшие ребята игнорировали все увещевания руководителя. В итоге, дойдя до высоты 860 мнум, наевшиеся уснули, а не наевшиеся продолжали свой пир. Благодаря значительно улучшившейся погоде, вид вокруг открывался на десятки километров. Спускаться начали в 18:00. Ваня, дожидавшийся внизу, рассказал: «Встретил охотников. Они предупредили, что в этих местах живет росомаха.» Видимо многие тропы в лесу, по которым поднимались наверх, принадлежат ей.
Спустившись еще 3 км по основной дороге на ЮЗ, встали на ночевку рядом с бродом через реку Бол. Ослянка. Палатки поставили на насыпи разрушенного моста недалеко от дороги, воды и дров.
Ваня принял капсулы антигриппина и ушел спать сразу после ужина. Остальные задержались с отбоем. Ребята набрали в радиалке грибов. После ужина долго чистили их, затем варили и ели. Только в час ночи разошлись по палаткам.
14.08.2014 (день 6)
Ночь была самая холодная за все время похода. Утром был густой туман. С восходом солнца выпала роса. Из-за позднего отбоя и уже накопившейся усталости проспали будильник. Ваня чувствовал себя намного лучше, чем накануне. С лагеря вышли в 10:30. Брод через Бол. Ослянку трудностей не вызвал. Глубина ниже коленей, течение слабое, дно крупно каменистое. Через 500 м начинаются руины некогда многолюдный поселка Бол. Ослянка. Проехав сквозь нежилой поселок, подъехали к броду через р. Косьва. Река шириной 60 м. После дождей полноводна, глубина в центре реки доходит до ягодиц, а скорость до 1 м/с. В две ходки перенесли велосипеды и велобаулы. На противоположном берегу помыли велосипеды, переоделись в сухую одежду, кто-то успел постирать. В 12:00 продолжили движение по маршруту. От брода дорога с крупно каменистым покрытием начинает набирать высоту (70 м на 5,7 км) вдоль р. Гашковка. Мосты на этом участке разрушены, три брода через Гашковку шириной 50 м, но они не глубокие, преодолевались сходу. Подъехали к развилке. На ЮЗ отходит дорога до пос. Кизел, очередной вариант аварийного схода с маршрута. Мы же, посовещавшись, решили продолжить маршрут, не смотря на усталость. На развилке повернули на С в пос. Кытлым. Нас воодушевляла мысль, что в Кытлыме есть столовая и магазины продовольствия.После поворота дорога поднимается (160 м на 4,5 км) и далее идет траверсом по хребту Березовый камень, её покрытие мелко каменистая грунтовка. Пересекающие дорогу ручьи вымыли глубокие и узкие канавы, поэтому заблаговременно притормаживали. Через 17,5 км от развилки начинается стремительный спуск к урочищу В. Косьва. Во время спуска попали в шлейф от запаха тухлятины, в этом же месте на дороге лежала большая малиновая куча. Все это «медвежьих лап дело». Хорошо, что все это было на спуске. Во время подъема, если не разговариваешь и не смеешься, то поднимаешься практически бесшумно, лишь еле слышимый шорох покрышек нарушает тишину. Зверь может неожиданно выскочить на дорогу, просто от того, что не услышал человека. Когда же спуск, то дела обстоят иначе. Велосипед дребезжит, могут выть дисковые тормоза — особенно пронзительно после бродов или дождей. Зверь еще издали заслышит всю эту «какафонию». В интернете наткнулась на не плохую статью Как вести себя при встрече с медведем.
В 16.30 в ур. В. Косьва встали на обед вблизи берега р. Косьва. На противоположном берегу один жилой дом, остальные дома — нежилые развалины. За время обеда, благодаря солнечной погоде, просушили палатки и часть вещей. С места обеда вышли через час. Далее дорога продолжается вдоль правого (орографически) берега Косьвы, с локальным качелями (±30...50) Характер покрытия — накатанная грунтовка. Немногочисленные мосты на этом участке разрушены. Но дорога вдоль Косьвы живописна. Много удобных стоянок на её берегу. Через 17 км от места обеда брод через р. Усть-Тыпыл. Глубина его немного выше колена, дно каменистое, а течение слабое. Через 10 км после брода р. Усть-Тыпыл в опустившихся сумерках открывается прекрасный вид на вершину Косьвинский камень. На ночевку встали около 22:00 на р. Тылай. Ужин и скорейший отбой.
15.08.2014 (день 7)
Выходим на маршрут в 9:30. Первые пару км дорога идет вдоль левого берега р. Тылай до развилки, где на Ю отходит нижняя дорога в Кытлым. Мы же повернули на В, на верхнюю более живописную дорогу. Она сразу же начала подниматься на перевал ЕА (310 м на 12 км). Дорога обходит Косьвинский камень с Ю, её характер покрытия — средне каменистая грунтовка. К 11:30 поднялись на перевал ЕА. Здесь же наверху установлен знак ЕА. Далее 10 км спуск в Кытлым по крупно каменистой грунтовке. Перед поселком с дороги открывается великолепный вид на цепь вершин: Первый, Второй, Третий бугры, а также на перевал между горой Колпак и Третьим бугром. В Кытлыме нашли столовую, где питаются вахтовики и военные. Набрав полные подносы, устроили себе маленький праздник живота. Женщина на раздаче была обеспокоена тем, что мы съедим все что они наготовили. Посетили магазин, где купили провизии на следующие полтора дня и сверх этого разных индивидуальных «ништяков». Съездили к памятнику погибшим воинам. Далее продолжили маршрут к Ю окраине Кытлыма. Здесь открывается прекрасный вид на Конжаковский массив. И Косьвинский камень. На южной окраине поселка река Лобва петляет между отвалов, оставшихся от давно разобранной драги. В отчете Мальцева Владимира была рекомендация: «пересечь Лобву непосредственно через разобранную драгу». Не долго проплутав среди этих отвалов, вышли на нужную нам дорогу. Дорога, ведущая на перевал между вершинами Третий бугор и Колпак, имеет крупно каменистое покрытие, и набор высоты 285 м на 6,4 км. Перед перевалом дорогу пересекает ручей с чистой водой. На протяжении 5 км от перевала идет крупно каменистый спуск (сброс 200 м). Далее дорога становится мелко каменистой, а спуск более пологим. Через 6 км от моста р. Кушва начинается подболоченная дорога. А еще через 2,5 км начинается участок с большими лужами вплоть до самой Павды. Часть луж проезжаема, так как основание дороги — твердый каменистый грунт. А часть обходится по обочине. Но ближе к Павде лужи болотистые, аналогичны лужам урочища Кырья. Когда на горизонте показалась Павда, свернули на З. Перед мостом сошли с дороги к р. Павда. Помыли велосипеды, баулы. Сытный ужин, к чаю небольшой праздничный тортик. И спать, спать, спать.16.08.2014 (день 8)
Не ранний подъем, не спешные сборы. В Павде купили хлеб, который хвалил в отчете Мальцев Владимир. Хлеб, правда, свежий и вкусный.От Павды идет широкая грейдерная дорога, со слабопересеченными качелями. Ночью прошел небольшой дождь, поэтому пыль на дороге была прибита. Трафик минимальный.
Через 20 км от Павды начинается асфальт. Как же давно его не было! Кажется он был в прошлой жизни. Многие ребята воодушевились и рванули так, как будто не было этих 500 км по хребтам Среднего Урала.
Пообедали, где-то на примыкающей справа дороге. Не дотерпев немного до р. Ляля, что за пос. Караул.
После обеда сидя на хвосте друг у друга, долетели до Верхотурья. В городе мы опять закупились всяческими вкусностями. Так как поезд у нас ночью, нам надо было скоротать где-то время. Мы доехали до Храмового комплекса Верхотурья. Здесь мы и провели время, последние часы похода.
В 23:00 мы выдвинулись к жд вокзалу. В городе нет ни одного уличного фонаря, тьма кромешная. Ехали при свете фар. Жд вокзал в Верхотурье находится на выезде с города. На станции есть зал ожидания, в нем мы и расположились: упаковали велосипеды в чехлы и разбрелись по лавкам — подремать пару часов до поезда.
В 2:45 садимся в поезд 338ЕА «Приобье — Екатеринбург». Вагон общий, места сидячие. Но, несмотря на дискомфорт, все уснули. В 8:21 утра 17 августа 2014 года прибыли на ЖД вокзал г. Екатеринбурга.
Поход окончен.
0 комментариев