Поход по Заилийскому Алатау, 24.08.2015-28.08.2015

дорога на БАО с юга

день 1

Вышли мы достаточно поздно, уже перевалило за полдень. С собой у нас была одноместная палатка, горелка, еды на пять дней и примерный маршрут предстоящего путешествия по горам Заилийского Алатау, которые находятся на юге Казахстана.

Из альплагеря Туюк-Су мы спустились по дороге вниз, к Чимбулаку, и оттуда начали медленно заползать в гору по склону горнолыжки. Над нами сновали вверх-вниз кабины подъемника с любопытными туристами, но у нас же поход, так что мы идем пешком.

дорога на Талгарский перевал

Потихоньку мы добрались до вершины склона, оказавшись на Талгарском перевале (3200м). Оттуда открылся вид на заснеженные пики и был слышен вдалеке грохот редких камнепадов, заставляя почувствовать что вот мы, в настоящих горах.

Талгарский перевал

Солнце уже начинало клониться к горизонту и надо было спешить, нам нужно еще перевалить Малый Талгарский и встать на стоянку у реки Левый Талгар. Спускаться было полегче, мы топали в одиночестве, высматривая тропу, ведущую на Малый Талгарский перевал. Между двумя перевалами обнаружилось маленькое озерцо, на котором стояли туристы из Бельгии, а около них нашлась и наша потерявшаяся тропа.

Малый Талгарский перевал

Спускались к реке мы уже в сумерках, на спуске встретив одного мужчину, который сел на тропе и сказал что чуток устал и решил посидеть. Тропа вниз была нескончаемой, река шумела, но никак не хотела приближаться.

Левый Талгар

Уже почти в темноте мы наконец добрались донизу, побродили немного в поисках места для ночлега и поставили палатку. Всю ночь мне снились странные сны, что нас кто-то пытается выгнать из палатки. Сначала это были какие-то солдаты, потом дикие животные, лай собаки вдалеке и горный козел, пробежавший мимо нашей палатки. Хотя я почти уверена что топот копыт мне не приснился.

день 2

Встали мы не рано, первый день был тяжелым, мы шли без акклиматизации и без обеда.

ночевка у Левого Талгара

Поэтому второй день по плану должен был быть легким: в расслабленном темпе пройти вдоль реки по долине и заночевать у сворота на перевал Туристов. Оказалось, что тропа идет то вверх, то вниз, то приближается к реке, то удаляется, то идет по лесу, то по куруму, так что расслабляться было некогда.

Левый Талгар

Пока шли по лесу нарвали шиповника в чай, а потом вышли на курум и заблудились. Потеряли турики, помечающие тропу, и в результате уперлись в трещину глубиной метров 6, внизу которой шумела река. Склоны были обрывистые и песочные, из которых местами торчали огромные скальные глыбы, так что там совсем не хотелось перелазить. Пришлось вернуться назад до начала разлома и там сразу нашлась тропа и мы благополучно вышли с курума в лес. Наши мучения оплатились сполна, когда лесная тропинка внезапно вывела нас на край Солнечной поляны — огромной просторной долины, лежащей в окружении заснеженных пиков.

Солнечная поляна

Там мы пообедали, и встретили группу туристов, шедших нам навстречу.

Тут нас ожидал сюрприз — нам любезно сообщили, что перевал Туристов нужно обязательно перейти до 10 утра, потому что позже солнце начинает топить снег и там становится скользко и опасно. Рассказали, что подход к перевалу трехступенчатый — на каждом выполаживании есть ровное место для стоянки и весь подъем занимает примерно 5 часов. Мы срочно меняем планы — придется постараться за этот день подняться как можно выше к перевалу, чтобы успеть на следующий день пройти его вовремя. Дойдя до реки Туристов, свернули и пошли вдоль течения вверх по склону. По пути около тропинки нам попалась такая полупещера в камнях — два огромных нависающих камня сложились домиком и получилась скальная крыша, и с одной из сторон каменная стена. Рассмотрев вариант ночлега в таком убежище для отшельников, решили пробежаться налегке, без рюкзаков, еще немного вверх по тропе и поискать место погостеприимнее.

подъем к перевалу Туристов

В итоге заночевали мы на первом из трех выполаживаний (3400м). Выглядело это место жутковато. Опять сумерки, холодно, снизу из ущелья на нас ползет облако, и рядом стена, с которой периодически с грохотом сыпятся камни. Камни нас задеть не могли, но все-равно из-за них было неспокойно. Эту ночь я почти не спала, каждый раз просыпаясь от грохота рассыпающейся горы. Вокруг ни одной живой души, только нас двое в маленькой палатке, и чувствуешь себя таким ничтожно маленьким человечком в окружении могущественных гор. Еще пугал предстоящий перевал, хотя знающие люди и говорили, что он проходится без кошек-веревок-ледорубов, но он все-таки шел по леднику и было непонятно, что ожидает нас на самом деле.

день 3

Мы встали в 5 утра, чтобы быстро собраться, и в 6, когда начинает светать, уже выдвинуться в путь. С утра стоял туман и мы надеялись, что с восходом солнца он рассеется, но становилось только хуже и хуже. Идти по тропе было несложно, но когда тропа переходила в курум, было проблематично искать турики в тумане.

подъем к перевалу Туристов

Мы несколько раз заблудились, но в итоге всегда выходили опять на тропу. Пока мы бродили по каменному плато, как ежики, буквально на минуту растянуло тучи и мы увидели сначала очертания гор по бокам, а потом промелькнули и снежные вершины, и скалистые обрывы, и ледник Туристов, вдоль которого нам предстояло идти на перевал.

А затем опять все затянуло туманом. Когда мы были на третьем выполаживании, пошел снег.

Мы старались искать туры, но все камни сразу запорошило и было непросто их увидеть. Снег падал и падал, а мы шли и шли. Наконец стала вырисовываться тропа — турики постоянно на виду, по ним мы вышли на возвышение и начали подозревать что заблудились. У меня на телефоне была карта, но на таком холоде батарейка быстро села и мы старались включать его как можно реже, каждый раз надеясь что он все-таки включится. Сверившись с компасом и картой, мы поняли что ушли не к тому перевалу (а вся загвоздка была в том, что другой перевал выходит на ледник Туюк-Су, который обязательно нужно идти с кошками и вешать пару веревок, так что нам очень не хотелось туда случайно попасть). Тут я сдалась и стала настаивать на том, чтобы вернуться обратно, потому что идти в метель через перевал по леднику было страшно. Но Миша был настойчив и уговорил меня идти дальше. Мы вернулись к тому месту, где потеряли ледник и пошли вдоль него. И вот наконец перед нами цирк гор, и вырисовывается перевал, очень похожий на нужный нам перевал Туристов. Время уже 10 утра (опоздали), снег уже перестал, но все еще туман, соответственно солнце не топит снег и мы решаем карабкаться на финальный взлет. У меня к тому времени кончились силы, да и высота действовала, я еле шла, шатаясь, по практически ровной поверхности, а впереди нас ждала крутая снежная стена перевала.

подъем к перевалу Туристов

Поначалу было нормально — идешь по снегу, рубишь ступеньки и поднимаешься. А потом снег начал становиться все тоньше и тоньше, а под ним — самый настоящий лед. Ноги скользят, вниз падать не хочется — мы перебрались немного в сторону, где видимо была сыпуха, присыпанная снегом. Местами склон был весьма крутой, каждый камень под ногой — живой, я просто стараюсь не смотреть вниз и поднимаюсь потихоньку — шаг, еще шаг. Хорошо хоть трекинговые палки помогали, можно было врубаться ими в склон. Подъем закончился ледовым надувом высотой в пару метров, который никак не перелезть без ледовой снаряги.

перевал Туристов

Миша шел впереди, и у края перевала нашел место, где заканчивался лед и можно было вылезти на сам перегиб. Наконец мы оба наверху (3985м), мое испуганное я дрожит где-то внутри меня, но я стараюсь держать себя в руках.

Спуск на другую сторону выглядит не лучше — там меньше снега, но курум круто уходит вниз. Деваться некуда, начинаем спускаться и сразу становится понятно, что все в порядке. Обычная мелкая сыпуха, по которой можно спускаться как на «лифте» — ехать ногами. Внизу шумит река, вдоль нее нам и нужно идти дальше, в сторону Большого Алматинского озера (БАО).

спуск с перевала Туристов

Когда мы оказались внизу, тучи растянуло и выглянуло горное солнце — солнце, которое поджаривает тебя, пока ты идешь по снегу и слепит глаза. Мы намазали кремом от загара лица и уши, и пошли вдоль искрящейся на солнце речки.

В долине увидели вдалеке что-то похожее на дорогу и решили встать на обед. Как обычно в горах, погода была резкая — сначала на солнце было очень жарко, но потом подул ветерок и мы сразу стали замерзать.

После обеденного отдыха мы пошли дальше и вышли на дорогу. Теперь все просто — идем по дороге, и выйдем на БАО.

дорога на БАО с юга

По пути нам пришлось переходить брод — машине там легко, переехал реку и все. А нам, пешком, пришлось попрыгать — вода в реке бурная, местами глубоко, воронки вокруг камней — может сбить с ног, окунуть с ног до головы в ледяную воду да еще и в камушек припечатать. Но все обошлось без приключений, мы забрались чуть выше, где много потоков по долине стекались в реку Озерная, и перепрыгнули каждый из них.

На втором броде нас поджидали пограничники — сначала помогли перебраться, а потом проверили паспорта, спросили откуда идем и куда. Посоветовали никуда не соваться, дойти до БАО и спускаться по асфальту в Алматы, потому что у них там везде датчики движения понатыканы. Ну а мы шли, шли, шли, и пришли к БАО (2511м). Озеро большое, чистейшее, холоднючее.

БАО

Вообще, это озеро является водохранилищем, поэтому на нем нельзя ставить лагерь и тем более купаться (ну вдруг кому захочется искупаться?) Прошли вдоль озера и думаем, где же нам заночевать.

В лес уйти не проблема, но нужна вода, чтобы приготовить ужин и завтрак. Ну а потом очередная удача — встретили местного работника — лавинщика, он нас отвел в замечательное место ниже озера, где мы потом и поставили палатку под одной большой разлапистой елкой.

вид с нашего места ночевки

Кроме того, он объяснил нам, как можно пройти от БАО обратно в альплагерь Туюк-Су, чтобы закольцевать наш маршрут. Наконец-то спокойная ночь — вокруг трава, деревья, люди, собаки, и под елкой так уютно и хорошо.

день 4

Спали долго, сушились, стирались, чинились — такой полу-день отдыха. Потом, по совету лавинщика, спустились немного по асфальтовой дороге вниз, и у гостиниц Альпийская Роза свернули на тропу. Сначала тропа-дорога немного забирала вверх. А потом она взяла и превратилась в тропку, которая отчаянно карабкается по травянистому склону круто вверх. Пока мы поднимались по ней, нас опять затянуло облаками.

через два хребта в Туюк-Су

Нам предстояло достаточно долго идти по гребню, и замечательные виды должны были открываться сразу в две долины — по обе стороны от хребта, но не. Справа туман, слева в тумане шумит река, спереди туман ну и сзади в общем то он же. Весь хребет травянистый, с кустами можжевельника по бокам от тропы, где-то потом он должен закончиться пиком Советов (4317м), но я думаю мы бы точно заметили и не совершили бы случайно восхождения на эту гору. Немного повыше начинается курум, но нас спасал толстенный кабель, когда-то, в советское время, перекинутый через хребет и соединявший две долины. Теперь он, к сожалению, поврежден, но свою роль проводника для заблудших путешественников он выполнил. Ориентируясь на него, мы по тропе спустились в соседнюю долину, и в растянувшихся на время облаках мелькнул домик на противоположном склоне — туда-то нам и надо.

Пообедав около речки, мы поднялись к домику. В нем живет и работает коллега того самого лавинщика — этот человек занимается проблемой селей. Ежедневно проверяет уровнь воды в реке, следит за озерами. Его забросили туда на вертолете в начале лета, сразу с запасом еды, газа и дров. И заберут только в начале сентября. Вот он и живет там один со своей собакой (ее зовут Сэнди, очень милая и ласковая овчарка). Насколько мы поняли, в ту долину нет нормальных дорог, поэтому люди проходят там нечасто — вот уж точно затворническая работа.

домик

Он очень обрадовался, увидев живых людей. Пригласил нас на чай, угостил лепешками своего приготовления, сухарями и сгущенкой. Рассказал как правительство не выделяет денег, ему приходится экономить дрова и еду, чтобы хватило на 3 месяца. Показал свои поделки — он собирает камни, похожие на что-нибудь, и потом делает из них статуэтки — там был и динозавр, и ворона, и еще разные интересные штуки. Он нам объяснил как перейти перевал, чтобы попасть в долину Туюк-Су и дал в дорогу банку сгущенки и пакет сухарей. Большое ему спасибо, очень радушный человек.

Пока мы были у домика, тучи спустились пониже, и мы оказались выше облаков — вся долина была ими заполнена, а мы любовались на них сверху.

А поднимались под перевал мы уже наперегонки с тучей. Она то ползла за нами, то отступала. Пока готовили ужин, даже вылилась на нас полу-снегом полу-градом, но потом затихло.

около перевала Молодежный

Было неясно, какая нас ожидает погода на очередном перевале.

день 5

Хотели встать пораньше с утра. Мы должны были перейти в долину Туюк-Су не по самому перевалу (перевал Молодежный, он идется по леднику со снарягой), а рядом с ним по сыпухе — там проще. Соответственно, не обязательно успевать до 10 утра, так как снега на сыпухе нет. Но все-таки нужно было оставить себе запас времени. Проснувшись в 6 утра и выглянув из палатки, я увидела что мы опять в тумане. Ну, думаю поспим еще часок. В результате, в 9 пришлось-таки встать, так и не дождавшись хорошей погоды. Собрались, пошли по ощущениям куда-то где должна быть тропа. Нам повезло, потому что когда мы подошли под сам склон, тучи все-таки спустились ниже (или мы поднялись выше них?), и нам удалось наметить путь восхождения. Склон — сыпуха. Есть и большие камни, есть мелкие. Большие вроде устойчиво лежат на склоне, но мелкие начинают уползать под ногами вниз. Пока продвигались наверх, заметили, что взяли слишком вправо, и тропа идет по левой стороне. Перебрались на тропу и стало идти гораздо проще и спокойнее.

около перевала Молодежный

Со склона вдалеке виднелись мрачные тучи — а друг гроза? Надо было торопиться. Выбравшись на гребень, быстро прошлись вдоль него и, не найдя тропы вниз, начали спускаться просто по склону.

Там тоже была сыпуха, местами со снегом, я там в одном месте не удержала равновесие и упала, потеряв фляжку с водой.

Но в целом спуск был несложным, сыпуха закончилась курумником, потом перешла в травянистый склон. Наконец вышли к нашему любимому туману — он крепко засел в нижней долине, и получалось что мы идем по склону в туман. Что там дальше? Скальный обрыв? Крутой перегиб? Еще один сыпушный спуск? Но оказалось что там всего-лишь травянистый спуск к самой настоящей дороге. Где-то внизу, издеваясь надо мной, шумела река. Издеваясь, потому что я хотела посмотреть на долину, на реку, на противоположные склоны, а видела только белый туман. Вот так мы и шли по дороге (эта дорога ведет из альплагеря Туюк-Су на станцию Т1 под пиком Молодежным) вниз, мечтая о баньке и вкусном обеде.

дорога Туюк-Су - Т1

Ну, а дальше без приключений. Шли-шли и пришли, и в баньку успели, и покушали, и спали в теплом домике на настоящих просторных нарах.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.