Южный Урал _ июль-авг 2015 г _ часть 1
Южный Урал знаком не по отчетам. Множество походов и пвд уже пройдено по нему. Но мест интересных для посещения еще много. В этом же походе нитка маршрута соединила хр. Уреньга (с вер. Вторая сопка) и оз. Зюраткуль, пос. Сибирка и пос. Тюлюк вдоль хр. Мал.Уван, пос. Александровка и пос. Верхнеаршинский через Южно-Уральский заповедник, радиально хр. Инзерские Зубчатки, а также г. Белорецк и г.Магнитогорск по дороге между хр. Крыктытау и хр. Ирендык с заездом на оз. Банное.
Итак, нас 6 человек, билеты ржд, велосипеды прошли ТО, продукты куплены на первые три дня, необходимое снаряжение собрано…
Ссылка на технический отчет по походу.
Глубокой ночью понедельника поезд точно по расписанию в 3.11 (местного) высадил нас на перроне г. Златоуст. Мы не спеша собрали и настроили велосипеды. И после недолгого промедления на совместное фото выдвинулись по маршруту. Начался небольшой дождь, который через час закончился.
Виталий: Начавшийся дождь мобилизовал во мне готовность к мокрым приключениям. Они часто составляют большую часть походов, нежели хорошая погода с теплыми лучами солнца и сухими ногами. Но к счастью это другая история.
Фонари вскоре выключили, так как в половине пятого уже рассветало. Улицы НовоЗлатоуста были пустынными, не было ни транспорта, ни пешеходов. С окраин города виден хр. Уреньга, над его склонами повисли тяжелые дождевые тучи. Уже на выезде со Златоуста мы встретили рассвет. После пересечения трассы М5 – на протяжении 10 км асфальтовая дорога до пос. Веселовка. Не доезжая 4 км до пос. Веселовка, мы свернули на укатанную грунтовую дорогу. Примерно через 2 км от поворота р. Ай, где у нас был запланирован горячий завтрак. На завтрак остановились в 7.30.
Виталий: Казалось что это уже обед, все глядели на часы с удивлением. Рассматривая местные пейзажи, ожидали фирменную Настину кашу из мюсли.
Кирилл: Я спал все время, пока ехали, двигался на автопилоте петляя от одного края дороги к другому. Через реку есть бетонный автомобильный мост, с него просматривается северная часть хр. Уреньга.
В 9.05 выдвинулись с завтрака в сторону перевала. Тучи рассеялись, выглянуло солнце. Через 3 км от реки грунтовое покрытие сменяется укатанным крупнокаменистым покрытием. Набор высоты до перевала 332 м на 5,6 км. Каждые два километра останавливались дождаться отстающих. Во время ожидания лакомились малиной и черемухой, которая в изобилии растет слева и справа от дороги. Виталий: На подъезде к перевалу справа от дороги есть колодец с ледяной водой. Я не отказал себе в удовольствии облиться из ведра. На перевале между вер. Вторая сопка и вер. Два брата стоит жилой дом, придомовые постройки и вышка сотовой связи. Дорога огибает постройки справа по направлению движения. Тут же от основной дороги на север отходит наезженная квадроциклами мокрая грунтовая дорога. Повернули на неё, по плану радиальный подъем на вер. Вторая сопка. В местах со значительным уклоном приходилось спешиваться, из-за отсутствия сцепления между колесами и покрытием. Через 1 км от поворота удобная стоянка с костровищем.
Виталий: Спрятали велосипеды и баулы в зарослях рядом со стоянкой. В этих же зарослях обнаружили один валенок. Наверное он кому-то не пригодился в отличие от второго.
В 12.00 налегке начали подъем на вершину. После стоянки дорога становится тропой, круто взбирающейся вверх. На высоте 1000 м н.у.м. заканчивается зона леса. Пред нашими взорами раскинулся бескрайний «зеленый океан», простирающийся во все стороны до горизонта. Тропа вьётся между многочисленными россыпями плоских камней и полянами, усыпанными разноцветными цветами. Встречается черника, шикша, голубика. У елей, что растут на высоте от 1000 м и выше, ветки более развиты с восточной стороны, в связи с преобладание западных ветров. Сильный ветер, дующий с запада, пробирал до дрожжи, поэтому старались подниматься по восточному склону, прячась за скальными массивами. Тяжелые свинцовые тучи проносились совсем низко над нашими головами, но видимость не пропадала. В 13.00 были уже на вершине. Иван по рации установил связь с радиолюбителями Златоуста. Пробыв на вершине 20 минут, начали неспешный спуск вниз, изредка останавливались поесть чернику. К велосипедам спустились в 14.00. Сделали горячий обед. Вблизи стоянки нашли много молодых опят, использовали их при готовке. С места обеда выехали в 16.00. Спустились по мокрой грунтовке к основной крупнокаменистой дороге. Почти сразу начинается спуск с перевала в западном направлении. Покрытие каменистое, местами непродолжительные участки с колеёй.
В конце спуска р. Куваш. Через неё перекинут бревенчатый мост. После моста укатанная грунтовка до неизвестного поселения: четыре дома и деревянная часовня. Далее дорога имеет южное направление вдоль р. Куваш, то сближаясь с рекой, то отдаляясь от неё. Покрытие дороги ухудшается. На протяжении 2,5 км мокрая глинистая дорога хорошего качества. Следующие 2,1 км разбитая мокрая глинистая дорога. Ехать уже не представлялось возможным, пришлось спешиться и протащить велосипеды, где-то напрямую через раскисшую грязь, а где-то через лес. В этом месте протекает ручей, впадающий в р. Куваш, поэтому в его окрестностях почва подболочена. Виталий: Наде пришлось снять крылья, чтобы колеса могли крутиться, до этого она просто волокла велосипед. Как заметил наш веломеханик (Ваня): в таких условиях полные крылья крайне не практичны, и предложил выкинуть их навсегда и вообще никогда не ставить крылья. В этой роли он был настолько безжалостен, что я предложил ему заменить ремкомлект на топор, чтобы он выполнял свои обязанности им и был убедительнее. В общем-то Надя и без топора не возражала сделать эти манипуляции.
В 19.00 встали на стоянку на безымянной небольшой речке, впадающей в р. Куваш. Пока готовился на костре ужин, помыли велосипеды от глины. Отбой был ранним.
Местами дорогу преграждали поваленные недавним ураганом деревья. Через 11,5 км от места ночевки развилка. На север отходит укатанная грунтовая дорога, судя по карте, дорога приводит в пос. Магнитский. Мы же поехали дальше на запад. После этой развилки на протяжении 2 км разъезженная квадроциклами дорога была с глубокой колеей и покрыта топкой липкой глиной. Далее вплоть до самого Зюраткуля участок 2,5 км подболочен – в глубоких колеях от Урала стояла вода. Этот участок пришлось обходить по лесу, перетаскивая велосипеды через кочки и небольшие поваленные деревья. Дороги в радиусе 4 км от оз. Зюраткуль мокрые в любую погоду. В прошлом была построена дамба, из-за которой поднялся уровень воды в озере, от чего окрестности стали подболоченными. Виталий: И тут началась кульминация всей прошедшей грязи, которая была разъезжена лесовозами. Лужи по колено, жидкая грязь примерно на таком же уровне. Поэтому остальное время мы тащили велики на себе изредка прокатывая по обочине всей этой хаотичной лужи, которая наверное все таки у местных называется “дорога в лес”. Вот они испытания, без которых наверное ни один турист не желает оставаться. Ведь нырнув с головой в очередную мяшу твое сознание настолько проясняется, что получаешь сверх способность сравнить эту грязь с теми теплыми, мягкими вечерами у костра на берегу кристально чистого озера и теплым солнцем, под которым обычно вялишься на матрасе целый день. В этот момент не хватает только дождя и какой-нибудь близкой к нулю температуры, чтобы контраст между мыслями и реальностью был максимальный. Тогда прокачка идет быстрее, чувства обостряются. Вот и я так подумал, когда уже начал откровенно психовать от этих трудностей и таскать по-отдельности велик, баул и себя через эти глубокие лужи, шмякая грязью направо и налево. Стоит сказать, что ребята-то в этот момент шли спокойно по обочине и предлагали мне конфеты, но мне было не до них, хотелось быстрее преодолеть это место и пожрать! Около 15.00, наконец, выехали из лесной чачи в пос. Зюраткуль. Остановились на берегу озера под беседкой. Пока готовился горячий обед на горелке, помыли в озере велосипеды.
С места обеда выехали в 16.40, по пути заехали в поселковый магазин за хлебом. Дороги в Зюраткуле с асфальтовым покрытием.
Проехали вдоль дамбы, затем повернули на запад к Шаровскому кордону (ныне не действующего), огибая озеро против часовой стрелки. Следующие 3,6 км пути от дамбы – это разбитая глиняная дорога: с колеями, с глубокими лужами, местами с крупной каменистостью, с небольшими лесными завалами. По дороге вдоль и поперек текут многочисленные ручьи. В лесу много обходных пешеходных троп. Набор высоты на этом участке не значительный. Надя: Я еле передвигала ноги, за мной идет Виталя. Он часто помогал перетаскивать мой вел через непроходимые говна, бревна и т.д. Иногда впереди появлялся Влад, брал у Виталика мой вел и нес его вперед с такой скоростью, что я без вела еле-еле успевала. Так и шли челноком: я тащила вел с такой скорсотью с какой могла, потом подключался Виталя, а он передвал вел Владу, потом снова я. Возле Шаровского кордона (ныне не действующего) вся группа собралась в 18.30. Кордон представляет собой брошенный, полуразвалившийся дом, внутри дома много мусора. Не много отдохнув, продолжили огибать озеро уже в юго-западном направлении. От кордона идет небольшой подъем (30 м) на хр. Москаль. Характер покрытия улучшается – сухая каменистая дорога. Примечательно, что на этом участке много свежих поваленных деревьев от недавнего урагана, в объезд которых квадроциклисты уже накатали свежие грунтовки. Характер покрытия разнообразный: сухая грунтовка на протяжении 1 км, затем после поворота направо (СЗ направление) каменистая дорога на протяжении 900 м, следующий поворот налево (З направление), после которого 1,2 км мокрая глинистая дорога, разбитая квадроциклистами. Брод через р. Карелка преодолевается сходу. Оставшиеся 1,8 км спуска сухая грунтовка хорошего качества. Далее на протяжении 3,8 км до затопленного карьера локальные качели (±30…50). Характер покрытия такой же – сухая грунтовка хорошего качества. На стоянку встали в 21.00 на старом затопленном карьере, с которого открывается вид на хр. Большая Сука.
Виталий: Дорога не была долгой и вскоре мы уже купались в брызгах настоящего фонтана. Кто-то в одежде, кто-то без нее, кто-то исключительно с велосипедом. Затем набрали воды, перевели дух и поехали к барышням на кордон. Географически кордон располагается между вершинами: Б. Калагаза, М. Уван и Б.Уван, вдали виднеются вершины хр. Нургуш, отсюда и название «У трех вершин». Кордон действующий, на его территории есть домики, где можно переночевать, баня и загон, называемый «Дом сохатого». Самого лося увидеть нам не удалось.
Через час от разделения группа воссоединилась. В 11.40 продолжили движение по маршруту от кордона в ЮЗ направлении. Дорога уже менее накатанная.
Через 2 км от кордона незаметная развилка. Прямо спуск к р. Б. Калагаза, где на противоположном берегу стоит дом с печкой. Направо же дорога, идущая вдоль р. Б. Калагаза. Повернули направо (ЮЗ направление). Дорога набирает высоту и далее идет траверсом вдоль хребта г. Малый Уван. Характер покрытия не однородный. На протяжении следующих 15,7 км от кордона вплоть до дороги между Тюлюком и Меседой участки сухой накатанной грунтовки ~20% Сменяются участками разбитой мокрой грунтовки ~30% с глубокими лужами но в основном характер покрытия мокрая укатанная грунтовка ~50% Скорее всего, дорога была мокрой из-за затяжных дождей в июле, а также из-за наличия густой кроны деревьев, которая создает тень и не дает дороге быстро просыхать. Если с неделю будет стоять сухая солнечная погода, то покрытие дороги будет значительно суше, а луж меньше.
Через 1,7 км после поворота удобная оборудованная стоянка – Вязовая роща, есть место для костра, стол с навесом и лавочками. Рядом бежит ручей с чистой холодной водой. Остановились здесь на обед (время 13.00). За время обеда погода значительно улучшилась: облачность практически полностью рассеялась, солнце стало припекать. Пока варился обед на горелке, успели отдохнуть, а Кирилл даже поспать.
В 15.00 выдвинулись дальше по маршруту. После Вязовой рощи, дорога постепенно сбрасывает высоту вплоть до дороги между Тюлюком и Меседой. В Тюлюке плановая закупка продуктов на 2 последующих дня. Поэтому снова решили разделиться. Настя и Кирилл поехали в магазин закупать продукты. Ваня и Влад остались ждать отставших Надю и Виталия.
Виталий: Мы с Надей ехали в конце, отмахиваясь от оводов. В этих краях их было очень много. Поскольку я не брезговал проезжать все лужи по центру, аромат от меня проносился такой же как от местных буренок и туча гнуса за мной гналась соответствующая.
В 17.00 Настя и Кирилл выехали на широкую дорогу между Тюлюком и Меседой. Повернули в сторону Тюлюка (ЮВ направление). После поворота дорога плавно набирает высоту. Характер покрытия укатанная отсыпная грунтовка. С дороги открывается вид на хр. Нургуш. Вид на г. Иремель открывается при подъезде к пос. Тюлюк. К 18.00 подъехали к магазину (режим работы 9-20, перерыв 14-15, выходных нет), в течение 50 минут закупили продукты и перекусили. Затем вернулись назад к р. Тюлюк, чтобы помыть велосипеды. В 19.20 подъехали остальные ребята. Они выехали на дорогу между Тюлюком и Меседой в 17.50. После чего заезжали на р. Юрюзань, что течет вдоль дороги, помыть велосипеды. Еще у Влада лопнула покрышка, она была старой. Ваня помог заменить её на ту новую, что Влад предусмотрительно вез с собой. В 19.40 все собрались у магазина, перекидали продукты. Через 500 м от магазина повернули направо, в сторону пос. Александровка. Характер покрытия все такой же укатанная отсыпная грунтовка, но много луж, которые без труда объезжаются. Через 4,5 км от Тюлюка р. Юрюзань. Перед деревянным мостом повернули налево в лес и через 250 м встали на ночевку (время 20.20). Горячий ужин и скорый отбой.
Через 4,6 км от поселка стоят аншлаги, информирующие о том, что мы въезжаем на территорию «Южно-Уральского Заповедника» дорога уже с плотным ковром растительности, но ехать можно. Через 6,1 км от поселка развилка. Направо отходит хоть и заросшая, но более накатанная грунтовая дорога. Трек маршрута же проложен по дороге отходящей налево, по дороге, которая показана на старых генштабовских картах. Решили придерживаться трека, поэтому повернули налево. Дорога слегка подболочена в том месте, где её пересекает ручей. Затем вновь зарастающая грунтовая дорога.
Через 1,1 км после развилки дорога ныряет в лес. На нас нападает рой слепней и оводов. Пришлось одеться в анораки и штаны. Буквально через 600 м от начала леса наша дорога начала отклоняться от трека, забирая налево к р. Юрюзань. Сделали остановку, чтобы съездить на разведку. Разведка показала, что дорога эта уже давно не используется, и что нам надо продолжать движение в ЮЗ направлении через заросли справа от дороги. На высокой траве много паутины и огромных пауков. Через 100 м зарослей опять появляется некое подобие зарастающей дороги. Набрали воды в ручье Шестидесятский и в 12.00 продолжили движение. Прилагая усилия, по ней таки можно было ехать на низких передачах. Через 1,8 км от начала леса дорога обрывается у безымянного ручья. Мост давно разрушен, полусгнившие бревна от него лежат в стороне. Сообща перенесли через овраг велосипеды, затем велобаулы. Через 2 км очередной овраг прерывающий дорогу, переправились через него тем же образом. Через 100 м от последнего оврага мы вышли к большой поляне, где раньше располагалась ст. Юрюзанка. Дорога потерялась в зарослях бурьяна и иван-чая. Выбирая, где растительность ниже, продвигались напрямую к дороге – в прошлом узкоколейке. И через 350 м наконец вышли на неё в 13.50. Поселок Юрюзанка в прошлом был большим поселком в несколько десятков домов. Узкоколейная железная дорога, проходившая через поселок, связывала его с Катав-Ивановском и через Тирлянский с Белорецком. Здесь заготавливали древесный уголь для металлургических заводов. Подробная информация о БУЖД. Теперь же на месте поселка остались лишь развалины станции, на них совсем недавно были установлены памятные таблички воинам ВОВ, родившимся в этом поселке. Дорога, на которую выехали, имеет укатанное грунтовое покрытие хорошего качества. Рядом с развалинами станции егеря установили столы с лавочками и каркас для навеса. Через 500 м от развалин мост на р. Юрюзань. На мосту мы встретили егеря Александра Сергеевича. Он подъехал к нам на мотоцикле Урал, для оформления пропусков ему нужны были наши паспортные данные. Набрали в реке воды, но готовить обед решили на тех столах у развалин, там же удобнее было заполнять бумаги.
Разрешение на проезд по территории заповедника был получен заблаговременно. На сайте Южно-Уральского заповедника есть телефон и адрес электронной почты администрации заповедника. Предварительно на электронной адрес отправляется заявка со схемой участка проезда, а также к письму необходимо прикрепить копии паспортов всех участников похода. Затем созвониться с администрацией, дабы убедиться, что письмо получено. Через некоторое время придет ответ, что заявка одобрена или нет. В случае положительного ответа в письме будут указаны телефон и имя егеря, ответственного за тот участок, где планируется посещение заповедника. Необходимо созвониться с егерем и уже с ним договориться о месте, дате и времени встречи. В нашем случае егерь, который нас встретил, был Походяев А.С., проживающий в пос. Верхнеаршинский.
Пока готовился обед на горелке, егерь Александр Сергеевич переписал наши паспортные данные, заполнил бланк квитанции и взял плату за проезд. После он рассказал нам много интересного о БУЖД и пос. Юрюзанка, а также о потерявшемся месяц назад Вадиме Классен.
Виталий: Это место по рассказу егеря сейчас служит памятником великого подвига нашего народа, что можно было заметить по аккуратным табличкам с именами героев на развалинах станции, спасших нашу с вами Родину. Поскольку население в этом месте насчитывало не более двухсот человек, то получалось, что эти два героя ВОВ составляли целый 1% от общей численности. Достаточно большая цифра! Егерь с удовольствием рассказывал нам историю поселка, которая началась в 1912 году, а закончилась в 1975-м ввиду смены технологий добычи природных ресурсов. Его рассказы нам очень понравились.
Еще егерь сообщил, что на той развилке (6,1 км от пос. Александровка), где мы повернули налево, нужно было поворачивать направо, что дорога через 3 км привела бы нас на БУЖД в 5,6 км от ст. Юрюзанка.
Так не заметно пролетел наш обед. Потом егерь попрощался с нами и умчал в Верхнеаршинский на своем Урале.
Стало очевидно, что накопившееся отставание от графика, не позволит нам охватить все наши планы. Пришлось выбирать между Инзерскими Зубчатками и дневкой на ст. Айгир. Выбор пал на Инзерские Зубчатки, так как они находятся в непосредственной близости (~15 км) от пос. Тирлянский, а также крайне живописны своими каменными бастионами, возвышающимися над лесом.
В 16.20 мы продожили движение в сторону пос. Верхнеаршинский. После моста на р. Юрюзань укатанная грунтовая дорога, набирающая высоту к ур. Арша. Ур. Арша находится на высоте 812 м н.у.м., здесь стоит небольшая избушка, где можно переждать непогоду, и шлагбаум, преграждающий дорогу в заповедник. После шлагбаума дорога поворачивает на ЮЗ. Отсюда же начинается затяжной пологий спуск к пос. Верхнеаршинский. В поселке открывается вид на хр. Кумардак. В нем же есть уютное шале Исилган, где можно остановиться с ночевой, посетить баню.
Мы же продолжили свой путь по укатанной грунтовой дороге, бывшей узкоколейке, в сторону пос. Тирлянский. На протяжении 5,4 км от поселка дорога идет в В направлении без потери высоты. Затем после поворота на Ю начинается очередной пологий спуск. Все это время от ур. Арша дорога шла по правому берегу р. Арша. Через 14 км от поселка пешеходный мост на р. Арша, машины преодолевают реку в брод. Через 150 м от моста встали на стоянку в 19.20. В этот вечер засиделись у костра, вспоминали прошедшие дни.
Продолжение см.здесь.
Итак, нас 6 человек, билеты ржд, велосипеды прошли ТО, продукты куплены на первые три дня, необходимое снаряжение собрано…
Ссылка на технический отчет по походу.
27.07.2015 (день 1)
г. Златоуст – п. Веселовка – хр. Уреньга – р. Куваш (51,9 км)
Вечером накануне первого походного дня мы сели в поезд 290Е Екатеринбург-Анапа следующий до г. Златоуст, билет стоил 1387 руб на человека. Помимо билетов, предварительно были куплены багажные квитанции на велосипеды, согласно ФЗ, вступившего в силу 12.08.2014 (подробная информация о новых правилах провоза велосипеда). Багажная квитанция стоила 54 рубля на велосипед. Велосипеды были частично разобраны (снято переднее колесо, педали и опущено сидение), упакованы в чехлы и перевозились в вагоне на третьей полке, претензий со стороны работников вокзалов и проводников не было.Глубокой ночью понедельника поезд точно по расписанию в 3.11 (местного) высадил нас на перроне г. Златоуст. Мы не спеша собрали и настроили велосипеды. И после недолгого промедления на совместное фото выдвинулись по маршруту. Начался небольшой дождь, который через час закончился.
Виталий: Начавшийся дождь мобилизовал во мне готовность к мокрым приключениям. Они часто составляют большую часть походов, нежели хорошая погода с теплыми лучами солнца и сухими ногами. Но к счастью это другая история.
Фонари вскоре выключили, так как в половине пятого уже рассветало. Улицы НовоЗлатоуста были пустынными, не было ни транспорта, ни пешеходов. С окраин города виден хр. Уреньга, над его склонами повисли тяжелые дождевые тучи. Уже на выезде со Златоуста мы встретили рассвет. После пересечения трассы М5 – на протяжении 10 км асфальтовая дорога до пос. Веселовка. Не доезжая 4 км до пос. Веселовка, мы свернули на укатанную грунтовую дорогу. Примерно через 2 км от поворота р. Ай, где у нас был запланирован горячий завтрак. На завтрак остановились в 7.30.
Виталий: Казалось что это уже обед, все глядели на часы с удивлением. Рассматривая местные пейзажи, ожидали фирменную Настину кашу из мюсли.
Кирилл: Я спал все время, пока ехали, двигался на автопилоте петляя от одного края дороги к другому. Через реку есть бетонный автомобильный мост, с него просматривается северная часть хр. Уреньга.
В 9.05 выдвинулись с завтрака в сторону перевала. Тучи рассеялись, выглянуло солнце. Через 3 км от реки грунтовое покрытие сменяется укатанным крупнокаменистым покрытием. Набор высоты до перевала 332 м на 5,6 км. Каждые два километра останавливались дождаться отстающих. Во время ожидания лакомились малиной и черемухой, которая в изобилии растет слева и справа от дороги. Виталий: На подъезде к перевалу справа от дороги есть колодец с ледяной водой. Я не отказал себе в удовольствии облиться из ведра. На перевале между вер. Вторая сопка и вер. Два брата стоит жилой дом, придомовые постройки и вышка сотовой связи. Дорога огибает постройки справа по направлению движения. Тут же от основной дороги на север отходит наезженная квадроциклами мокрая грунтовая дорога. Повернули на неё, по плану радиальный подъем на вер. Вторая сопка. В местах со значительным уклоном приходилось спешиваться, из-за отсутствия сцепления между колесами и покрытием. Через 1 км от поворота удобная стоянка с костровищем.
Виталий: Спрятали велосипеды и баулы в зарослях рядом со стоянкой. В этих же зарослях обнаружили один валенок. Наверное он кому-то не пригодился в отличие от второго.
В 12.00 налегке начали подъем на вершину. После стоянки дорога становится тропой, круто взбирающейся вверх. На высоте 1000 м н.у.м. заканчивается зона леса. Пред нашими взорами раскинулся бескрайний «зеленый океан», простирающийся во все стороны до горизонта. Тропа вьётся между многочисленными россыпями плоских камней и полянами, усыпанными разноцветными цветами. Встречается черника, шикша, голубика. У елей, что растут на высоте от 1000 м и выше, ветки более развиты с восточной стороны, в связи с преобладание западных ветров. Сильный ветер, дующий с запада, пробирал до дрожжи, поэтому старались подниматься по восточному склону, прячась за скальными массивами. Тяжелые свинцовые тучи проносились совсем низко над нашими головами, но видимость не пропадала. В 13.00 были уже на вершине. Иван по рации установил связь с радиолюбителями Златоуста. Пробыв на вершине 20 минут, начали неспешный спуск вниз, изредка останавливались поесть чернику. К велосипедам спустились в 14.00. Сделали горячий обед. Вблизи стоянки нашли много молодых опят, использовали их при готовке. С места обеда выехали в 16.00. Спустились по мокрой грунтовке к основной крупнокаменистой дороге. Почти сразу начинается спуск с перевала в западном направлении. Покрытие каменистое, местами непродолжительные участки с колеёй.
В конце спуска р. Куваш. Через неё перекинут бревенчатый мост. После моста укатанная грунтовка до неизвестного поселения: четыре дома и деревянная часовня. Далее дорога имеет южное направление вдоль р. Куваш, то сближаясь с рекой, то отдаляясь от неё. Покрытие дороги ухудшается. На протяжении 2,5 км мокрая глинистая дорога хорошего качества. Следующие 2,1 км разбитая мокрая глинистая дорога. Ехать уже не представлялось возможным, пришлось спешиться и протащить велосипеды, где-то напрямую через раскисшую грязь, а где-то через лес. В этом месте протекает ручей, впадающий в р. Куваш, поэтому в его окрестностях почва подболочена. Виталий: Наде пришлось снять крылья, чтобы колеса могли крутиться, до этого она просто волокла велосипед. Как заметил наш веломеханик (Ваня): в таких условиях полные крылья крайне не практичны, и предложил выкинуть их навсегда и вообще никогда не ставить крылья. В этой роли он был настолько безжалостен, что я предложил ему заменить ремкомлект на топор, чтобы он выполнял свои обязанности им и был убедительнее. В общем-то Надя и без топора не возражала сделать эти манипуляции.
В 19.00 встали на стоянку на безымянной небольшой речке, впадающей в р. Куваш. Пока готовился на костре ужин, помыли велосипеды от глины. Отбой был ранним.
28.07.2015 (день 2)
р. Куваш – п. Зюраткуль – Шаровский кордон – Карьер (29,9 км)
Ранний подъем в 6.00. Горячий завтрак. С места стоянки выехали в 8.30 на чистых велосипедах, но буквально через 100 м пришлось спешиться. Характер покрытия – мокрая пластичная глина, которая тут же начала наматываться на покрышки, забивая узкие просветы между колесами и рамой, и на трансмиссию, блокируя управление велосипедом. Периодически приходилось останавливаться, чтобы почистить трансмиссию и колеса от глины в лужах. Ехать можно было только там, где на дороге между колеями была растительность, новой порции глины не добавлялось, а сама растительность немного очищала колеса от глины. Через 6 км закончился затяжной подъем. Покрытие дороги все такая же мокрая пластичная глина, но ехать без набора высоты стало легче. Иногда встречались не продолжительные участки заросшей дороги. Скорее всего, дорога была мокрой из-за затяжных дождей в июле. Если в течение недели будет стоять сухая солнечная погода, то покрытие дороги будет значительно суше, а лужи меньше.Местами дорогу преграждали поваленные недавним ураганом деревья. Через 11,5 км от места ночевки развилка. На север отходит укатанная грунтовая дорога, судя по карте, дорога приводит в пос. Магнитский. Мы же поехали дальше на запад. После этой развилки на протяжении 2 км разъезженная квадроциклами дорога была с глубокой колеей и покрыта топкой липкой глиной. Далее вплоть до самого Зюраткуля участок 2,5 км подболочен – в глубоких колеях от Урала стояла вода. Этот участок пришлось обходить по лесу, перетаскивая велосипеды через кочки и небольшие поваленные деревья. Дороги в радиусе 4 км от оз. Зюраткуль мокрые в любую погоду. В прошлом была построена дамба, из-за которой поднялся уровень воды в озере, от чего окрестности стали подболоченными. Виталий: И тут началась кульминация всей прошедшей грязи, которая была разъезжена лесовозами. Лужи по колено, жидкая грязь примерно на таком же уровне. Поэтому остальное время мы тащили велики на себе изредка прокатывая по обочине всей этой хаотичной лужи, которая наверное все таки у местных называется “дорога в лес”. Вот они испытания, без которых наверное ни один турист не желает оставаться. Ведь нырнув с головой в очередную мяшу твое сознание настолько проясняется, что получаешь сверх способность сравнить эту грязь с теми теплыми, мягкими вечерами у костра на берегу кристально чистого озера и теплым солнцем, под которым обычно вялишься на матрасе целый день. В этот момент не хватает только дождя и какой-нибудь близкой к нулю температуры, чтобы контраст между мыслями и реальностью был максимальный. Тогда прокачка идет быстрее, чувства обостряются. Вот и я так подумал, когда уже начал откровенно психовать от этих трудностей и таскать по-отдельности велик, баул и себя через эти глубокие лужи, шмякая грязью направо и налево. Стоит сказать, что ребята-то в этот момент шли спокойно по обочине и предлагали мне конфеты, но мне было не до них, хотелось быстрее преодолеть это место и пожрать! Около 15.00, наконец, выехали из лесной чачи в пос. Зюраткуль. Остановились на берегу озера под беседкой. Пока готовился горячий обед на горелке, помыли в озере велосипеды.
С места обеда выехали в 16.40, по пути заехали в поселковый магазин за хлебом. Дороги в Зюраткуле с асфальтовым покрытием.
Проехали вдоль дамбы, затем повернули на запад к Шаровскому кордону (ныне не действующего), огибая озеро против часовой стрелки. Следующие 3,6 км пути от дамбы – это разбитая глиняная дорога: с колеями, с глубокими лужами, местами с крупной каменистостью, с небольшими лесными завалами. По дороге вдоль и поперек текут многочисленные ручьи. В лесу много обходных пешеходных троп. Набор высоты на этом участке не значительный. Надя: Я еле передвигала ноги, за мной идет Виталя. Он часто помогал перетаскивать мой вел через непроходимые говна, бревна и т.д. Иногда впереди появлялся Влад, брал у Виталика мой вел и нес его вперед с такой скоростью, что я без вела еле-еле успевала. Так и шли челноком: я тащила вел с такой скорсотью с какой могла, потом подключался Виталя, а он передвал вел Владу, потом снова я. Возле Шаровского кордона (ныне не действующего) вся группа собралась в 18.30. Кордон представляет собой брошенный, полуразвалившийся дом, внутри дома много мусора. Не много отдохнув, продолжили огибать озеро уже в юго-западном направлении. От кордона идет небольшой подъем (30 м) на хр. Москаль. Характер покрытия улучшается – сухая каменистая дорога. Примечательно, что на этом участке много свежих поваленных деревьев от недавнего урагана, в объезд которых квадроциклисты уже накатали свежие грунтовки. Характер покрытия разнообразный: сухая грунтовка на протяжении 1 км, затем после поворота направо (СЗ направление) каменистая дорога на протяжении 900 м, следующий поворот налево (З направление), после которого 1,2 км мокрая глинистая дорога, разбитая квадроциклистами. Брод через р. Карелка преодолевается сходу. Оставшиеся 1,8 км спуска сухая грунтовка хорошего качества. Далее на протяжении 3,8 км до затопленного карьера локальные качели (±30…50). Характер покрытия такой же – сухая грунтовка хорошего качества. На стоянку встали в 21.00 на старом затопленном карьере, с которого открывается вид на хр. Большая Сука.
29.07.2015 (день 3)
Карьер – п. Сибирка – Олимпиев кордон – п. Тюлюк – р. Юрюзань (56,5 км)
Не смотря на поздний отбой накануне, подъем опять был ранним (6.00). С места стоянки выехали в 8.30. От карьера в СЗ направлении до основной дороги, соединяющей трассу М5 и пос. Сибирка, 2,5 км грунтовки хорошего качества. На развилке поворачиваем налево (ЮЗ направление) в сторону пос. Сибирка. До поселка 9,5 км широкой (в две полосы) отсыпной дороги. В пос. Сибирка находится контрольно-пропускной пункт в нац.парк Зюраткуль. Нас остановили перед шлагбаумом, заставили оплатить проезд (40 рублей с чел) через территорию парка, а также записали в журнал наши данные (ФИО руководителя, количество чел, с какого мы города и место предполагаемой ночевки). Ко всем прочему предупредили о медведях. Дорога от шлагбаума в Ю направлении сразу же набирает высоту. Характер покрытия все такая же укатанная отсыпная грунтовка, но уже одна полоса. Через 3,2 км от КПП поворот направо к бьющему из-под земли артезианскому источнику. Кирилл, Ваня, Влад и Виталий оставили баулы в зарослях у дороги и налегке съездили к фонтану. А Настя и Надя поехали дальше к Олимпиевому кордону (ныне кордон «У трех вершин»), пока ждали ребят, записались в очередном журнале учета туристических групп.Виталий: Дорога не была долгой и вскоре мы уже купались в брызгах настоящего фонтана. Кто-то в одежде, кто-то без нее, кто-то исключительно с велосипедом. Затем набрали воды, перевели дух и поехали к барышням на кордон. Географически кордон располагается между вершинами: Б. Калагаза, М. Уван и Б.Уван, вдали виднеются вершины хр. Нургуш, отсюда и название «У трех вершин». Кордон действующий, на его территории есть домики, где можно переночевать, баня и загон, называемый «Дом сохатого». Самого лося увидеть нам не удалось.
Через час от разделения группа воссоединилась. В 11.40 продолжили движение по маршруту от кордона в ЮЗ направлении. Дорога уже менее накатанная.
Через 2 км от кордона незаметная развилка. Прямо спуск к р. Б. Калагаза, где на противоположном берегу стоит дом с печкой. Направо же дорога, идущая вдоль р. Б. Калагаза. Повернули направо (ЮЗ направление). Дорога набирает высоту и далее идет траверсом вдоль хребта г. Малый Уван. Характер покрытия не однородный. На протяжении следующих 15,7 км от кордона вплоть до дороги между Тюлюком и Меседой участки сухой накатанной грунтовки ~20% Сменяются участками разбитой мокрой грунтовки ~30% с глубокими лужами но в основном характер покрытия мокрая укатанная грунтовка ~50% Скорее всего, дорога была мокрой из-за затяжных дождей в июле, а также из-за наличия густой кроны деревьев, которая создает тень и не дает дороге быстро просыхать. Если с неделю будет стоять сухая солнечная погода, то покрытие дороги будет значительно суше, а луж меньше.
Через 1,7 км после поворота удобная оборудованная стоянка – Вязовая роща, есть место для костра, стол с навесом и лавочками. Рядом бежит ручей с чистой холодной водой. Остановились здесь на обед (время 13.00). За время обеда погода значительно улучшилась: облачность практически полностью рассеялась, солнце стало припекать. Пока варился обед на горелке, успели отдохнуть, а Кирилл даже поспать.
В 15.00 выдвинулись дальше по маршруту. После Вязовой рощи, дорога постепенно сбрасывает высоту вплоть до дороги между Тюлюком и Меседой. В Тюлюке плановая закупка продуктов на 2 последующих дня. Поэтому снова решили разделиться. Настя и Кирилл поехали в магазин закупать продукты. Ваня и Влад остались ждать отставших Надю и Виталия.
Виталий: Мы с Надей ехали в конце, отмахиваясь от оводов. В этих краях их было очень много. Поскольку я не брезговал проезжать все лужи по центру, аромат от меня проносился такой же как от местных буренок и туча гнуса за мной гналась соответствующая.
В 17.00 Настя и Кирилл выехали на широкую дорогу между Тюлюком и Меседой. Повернули в сторону Тюлюка (ЮВ направление). После поворота дорога плавно набирает высоту. Характер покрытия укатанная отсыпная грунтовка. С дороги открывается вид на хр. Нургуш. Вид на г. Иремель открывается при подъезде к пос. Тюлюк. К 18.00 подъехали к магазину (режим работы 9-20, перерыв 14-15, выходных нет), в течение 50 минут закупили продукты и перекусили. Затем вернулись назад к р. Тюлюк, чтобы помыть велосипеды. В 19.20 подъехали остальные ребята. Они выехали на дорогу между Тюлюком и Меседой в 17.50. После чего заезжали на р. Юрюзань, что течет вдоль дороги, помыть велосипеды. Еще у Влада лопнула покрышка, она была старой. Ваня помог заменить её на ту новую, что Влад предусмотрительно вез с собой. В 19.40 все собрались у магазина, перекидали продукты. Через 500 м от магазина повернули направо, в сторону пос. Александровка. Характер покрытия все такой же укатанная отсыпная грунтовка, но много луж, которые без труда объезжаются. Через 4,5 км от Тюлюка р. Юрюзань. Перед деревянным мостом повернули налево в лес и через 250 м встали на ночевку (время 20.20). Горячий ужин и скорый отбой.
30.07.2015 (день 4)
р. Юрюзань – п. Александровка – бывш. ст. Юрюзанка – п. В.Аршинский – р. Арша (55,5 км)
Вновь ранний подъем (6.00). Из-за безоблачной ночи утро было туманным однако с восходом солнца он постепенно рассеялся С места стоянки выехали в 8.20 в ЮЗ направлении. Утренняя прохлада приятно бодрила. Характер покрытия все такой же укатанная грунтовка с локальными качелями (±30…50). Дорога после моста идет вдоль р. Юрюзань. Через 11,6 км от места стоянки повернули в пос. Александровка, время 9.40. В пос. Александровка есть эко-поселение «Анастасьевцев». Магазинов не замечено. Через 1,5 км от поселка укатанное грунтовое покрытие начинает меняться, дорога постепенно зарастает травой. Стало жарко, все разделись до шорт и маек. Через 4 км от поселка дорогу пересекает ручей Средний, после него налево отходит еле заметная зарастающая грунтовка, которая после брода через р. Юрюзань поднимается на пер. «Ворота» хр. Бакты. В прошлом эта дорога активно использовалась местными жителями, она соединяла пос. Александровка и пос. Николаевка. Теперь же летом она сильно зарастает, редкий квадроцикл решит по ней проехать. Тем не менее, это был запасной вариант, чтобы попасть в пос. Тирлянский, в том случае, если руководство «Южно-Уральского заповедника» не даст нам добро на проезд через заповедник. Но разрешение мы все-таки получили. И проезжая мимо этой своротки, порадовались, что не придется рубиться в зарослях толкая велосипеды в перевал.Через 4,6 км от поселка стоят аншлаги, информирующие о том, что мы въезжаем на территорию «Южно-Уральского Заповедника» дорога уже с плотным ковром растительности, но ехать можно. Через 6,1 км от поселка развилка. Направо отходит хоть и заросшая, но более накатанная грунтовая дорога. Трек маршрута же проложен по дороге отходящей налево, по дороге, которая показана на старых генштабовских картах. Решили придерживаться трека, поэтому повернули налево. Дорога слегка подболочена в том месте, где её пересекает ручей. Затем вновь зарастающая грунтовая дорога.
Через 1,1 км после развилки дорога ныряет в лес. На нас нападает рой слепней и оводов. Пришлось одеться в анораки и штаны. Буквально через 600 м от начала леса наша дорога начала отклоняться от трека, забирая налево к р. Юрюзань. Сделали остановку, чтобы съездить на разведку. Разведка показала, что дорога эта уже давно не используется, и что нам надо продолжать движение в ЮЗ направлении через заросли справа от дороги. На высокой траве много паутины и огромных пауков. Через 100 м зарослей опять появляется некое подобие зарастающей дороги. Набрали воды в ручье Шестидесятский и в 12.00 продолжили движение. Прилагая усилия, по ней таки можно было ехать на низких передачах. Через 1,8 км от начала леса дорога обрывается у безымянного ручья. Мост давно разрушен, полусгнившие бревна от него лежат в стороне. Сообща перенесли через овраг велосипеды, затем велобаулы. Через 2 км очередной овраг прерывающий дорогу, переправились через него тем же образом. Через 100 м от последнего оврага мы вышли к большой поляне, где раньше располагалась ст. Юрюзанка. Дорога потерялась в зарослях бурьяна и иван-чая. Выбирая, где растительность ниже, продвигались напрямую к дороге – в прошлом узкоколейке. И через 350 м наконец вышли на неё в 13.50. Поселок Юрюзанка в прошлом был большим поселком в несколько десятков домов. Узкоколейная железная дорога, проходившая через поселок, связывала его с Катав-Ивановском и через Тирлянский с Белорецком. Здесь заготавливали древесный уголь для металлургических заводов. Подробная информация о БУЖД. Теперь же на месте поселка остались лишь развалины станции, на них совсем недавно были установлены памятные таблички воинам ВОВ, родившимся в этом поселке. Дорога, на которую выехали, имеет укатанное грунтовое покрытие хорошего качества. Рядом с развалинами станции егеря установили столы с лавочками и каркас для навеса. Через 500 м от развалин мост на р. Юрюзань. На мосту мы встретили егеря Александра Сергеевича. Он подъехал к нам на мотоцикле Урал, для оформления пропусков ему нужны были наши паспортные данные. Набрали в реке воды, но готовить обед решили на тех столах у развалин, там же удобнее было заполнять бумаги.
Разрешение на проезд по территории заповедника был получен заблаговременно. На сайте Южно-Уральского заповедника есть телефон и адрес электронной почты администрации заповедника. Предварительно на электронной адрес отправляется заявка со схемой участка проезда, а также к письму необходимо прикрепить копии паспортов всех участников похода. Затем созвониться с администрацией, дабы убедиться, что письмо получено. Через некоторое время придет ответ, что заявка одобрена или нет. В случае положительного ответа в письме будут указаны телефон и имя егеря, ответственного за тот участок, где планируется посещение заповедника. Необходимо созвониться с егерем и уже с ним договориться о месте, дате и времени встречи. В нашем случае егерь, который нас встретил, был Походяев А.С., проживающий в пос. Верхнеаршинский.
Пока готовился обед на горелке, егерь Александр Сергеевич переписал наши паспортные данные, заполнил бланк квитанции и взял плату за проезд. После он рассказал нам много интересного о БУЖД и пос. Юрюзанка, а также о потерявшемся месяц назад Вадиме Классен.
Виталий: Это место по рассказу егеря сейчас служит памятником великого подвига нашего народа, что можно было заметить по аккуратным табличкам с именами героев на развалинах станции, спасших нашу с вами Родину. Поскольку население в этом месте насчитывало не более двухсот человек, то получалось, что эти два героя ВОВ составляли целый 1% от общей численности. Достаточно большая цифра! Егерь с удовольствием рассказывал нам историю поселка, которая началась в 1912 году, а закончилась в 1975-м ввиду смены технологий добычи природных ресурсов. Его рассказы нам очень понравились.
Еще егерь сообщил, что на той развилке (6,1 км от пос. Александровка), где мы повернули налево, нужно было поворачивать направо, что дорога через 3 км привела бы нас на БУЖД в 5,6 км от ст. Юрюзанка.
Так не заметно пролетел наш обед. Потом егерь попрощался с нами и умчал в Верхнеаршинский на своем Урале.
Стало очевидно, что накопившееся отставание от графика, не позволит нам охватить все наши планы. Пришлось выбирать между Инзерскими Зубчатками и дневкой на ст. Айгир. Выбор пал на Инзерские Зубчатки, так как они находятся в непосредственной близости (~15 км) от пос. Тирлянский, а также крайне живописны своими каменными бастионами, возвышающимися над лесом.
В 16.20 мы продожили движение в сторону пос. Верхнеаршинский. После моста на р. Юрюзань укатанная грунтовая дорога, набирающая высоту к ур. Арша. Ур. Арша находится на высоте 812 м н.у.м., здесь стоит небольшая избушка, где можно переждать непогоду, и шлагбаум, преграждающий дорогу в заповедник. После шлагбаума дорога поворачивает на ЮЗ. Отсюда же начинается затяжной пологий спуск к пос. Верхнеаршинский. В поселке открывается вид на хр. Кумардак. В нем же есть уютное шале Исилган, где можно остановиться с ночевой, посетить баню.
Мы же продолжили свой путь по укатанной грунтовой дороге, бывшей узкоколейке, в сторону пос. Тирлянский. На протяжении 5,4 км от поселка дорога идет в В направлении без потери высоты. Затем после поворота на Ю начинается очередной пологий спуск. Все это время от ур. Арша дорога шла по правому берегу р. Арша. Через 14 км от поселка пешеходный мост на р. Арша, машины преодолевают реку в брод. Через 150 м от моста встали на стоянку в 19.20. В этот вечер засиделись у костра, вспоминали прошедшие дни.
Продолжение см.здесь.
0 комментариев